Для внимательного христианина Великим постом не бывает потрясений. Вот это открытие! Всем плохо, но есть такие, кто продолжает жизни радоваться? Счастливые постов не наблюдают? Соблюдают, но не наблюдают! Если в период учебного времени ты равномерно и без надрыва трудился, то и сессия тебе покажется чем-то рядовым и естественным.
Знаю немало народа, который впадает в тоску и суицидальные порывы, едва услышит упоминание о растительной пище. Эти люди никак не могут обходиться без мяса. И голова, и тело отказываются работать, подчиняться, реагировать, если отнять у них привычную мясную пищу. Их дурное настроение можно назвать, скорее, “травяным”, нежели “мясным”, а я вовсе не проповедник вегетарианства, хотя имею к этому склонность — и к проповеди, и к растительной пище. Дело в другом. Есть некий универсальный уровень поста, необходимый не только для верующего, но и для всякого здравомыслящего человека.
Один покойный римский император настаивал на том, что к тридцати годам каждый взрослый человек просто обязан “познакомиться” со своим телом, изучить его свойства и повадки, понять, что для него яд, а что приносит пользу.
Порой мне кажется, что постный подвиг так сложен для современного христианина еще и потому, что мы не учитываем этот самоочевидный и даже общечеловеческий уровень постного усилия, которое распространяется не только на пищу, но и касается, например, режима дня, манеры отдыхать, общаться, получать информацию, трудиться, спать, брать на себя физическую нагрузку. Мы должны и даже обязаны знать, что полезно, а что вредно для нашего тела и для души, и, испытав разные стили жизни, найти свой — единственный и неповторимый. Ведь то, что полезно для одного человека, может быть опасно для другого, и эту работу “знакомства с собой” за нас никто не сделает.
Мы должны за собой постоянно наблюдать: сколько времени я трачу на пустую болтовню, какое количество сна идет мне на пользу, что я могу кушать, сколько и какого качества, что вредит моему самочувствию и мешает работе? Это и есть самоочевидный и универсальный уровень поста, который должен соблюдать каждый и всегда, всю жизнь. Именно поэтому для здравомыслящего человека пост никогда не начинается. Он просто никогда не заканчивается.
Однако мне возразят: пост универсален и навсегда, а как же предписания церковные, регламентирующие употребление пищи в разное время года? Все верно. Мы дети церковные и должны соблюдать правила и каноны. Однако они не абсолютны. То, что мы читаем в календаре в период Великого поста, — рекомендации и ориентиры, маяки, настраивающие нас на правильное отношение к тому или иному дню церковного года. Но сами эти предписания — “пища без масла”, “сухоядение” — исторически являются правилами монастырской трапезы, именно монастырской.
Важно заметить, что эти правила не являются абсолютным даже для монашества, поскольку в наш календарь попали рекомендации устава одного из тысяч византийских монастырей, каждый из которых имел свой особый устав. А потому “календарные” правила нуждаются в разъяснении на общецерковном уровне, и кое-что для этого уже делается. Как бы там ни было, на каком бы уровне ни находилась наша духовная жизнь, постное здравомыслие есть основа, без которой не только не возможно, но и вредно поститься.
Архимандрит Савва Мажуко