Духовная пища не приедается

Если Церковь сравнить с университетом, то Великий пост — это время сессии
Если Церковь сравнить с университетом, то Великий пост — это время сессии. А сессия — пора тревог, неимоверного напряжения и беспокойства, которые не чужды и самым лучшим ученикам. Тут нужно собраться, выложиться, показать результат. Однако здоровый студент — не всегда хороший студент. Талант и призвание обнаруживает постоянство. Для усердного и трудолюбивого студента сессии не существует.

Для внимательного христианина Великим постом не бывает потрясений. Вот это открытие! Всем плохо, но есть такие, кто продолжает жизни радоваться? Счастливые постов не наблюдают? Соблюдают, но не наблюдают! Если в период учебного времени ты равномерно и без надрыва трудился, то и сессия тебе покажется чем-то рядовым и естественным.

Знаю немало народа, который впадает в тоску и суицидальные порывы, едва услышит упоминание о растительной пище. Эти люди никак не могут обходиться без мяса. И голова, и тело отказываются работать, подчиняться, реагировать, если отнять у них привычную мясную пищу. Их дурное настроение можно назвать, скорее, “травяным”, нежели “мясным”, а я вовсе не проповедник вегетарианства, хотя имею к этому склонность — и к проповеди, и к растительной пище. Дело в другом. Есть некий универсальный уровень поста, необходимый не только для верующего, но и для всякого здравомыслящего человека.

Один покойный римский император настаивал на том, что к тридцати годам каждый взрослый человек просто обязан “познакомиться” со своим телом, изучить его свойства и повадки, понять, что для него яд, а что приносит пользу.

Порой мне кажется, что постный подвиг так сложен для современного христианина еще и потому, что мы не учитываем этот самоочевидный и даже общечеловеческий уровень постного усилия, которое распространяется не только на пищу, но и касается, например, режима дня, манеры отдыхать, общаться, получать информацию, трудиться, спать, брать на себя физическую нагрузку. Мы должны и даже обязаны знать, что полезно, а что вредно для нашего тела и для души, и, испытав разные стили жизни, найти свой — единственный и неповторимый. Ведь то, что полезно для одного человека, может быть опасно для другого, и эту работу “знакомства с собой” за нас никто не сделает.

Мы должны за собой постоянно наблюдать: сколько времени я трачу на пустую болтовню, какое количество сна идет мне на пользу, что я могу кушать, сколько и какого качества, что вредит моему самочувствию и мешает работе? Это и есть самоочевидный и универсальный уровень поста, который должен соблюдать каждый и всегда, всю жизнь. Именно поэтому для здравомыслящего человека пост никогда не начинается. Он просто никогда не заканчивается.

Однако мне возразят: пост универсален и навсегда, а как же предписания церковные, регламентирующие употребление пищи в разное время года? Все верно. Мы дети церковные и должны соблюдать правила и каноны. Однако они не абсолютны. То, что мы читаем в календаре в период Великого поста, — рекомендации и ориентиры, маяки, настраивающие нас на правильное отношение к тому или иному дню церковного года. Но сами эти предписания — “пища без масла”, “сухоядение” — исторически являются правилами монастырской трапезы, именно монастырской.

Важно заметить, что эти правила не являются абсолютным даже для монашества, поскольку в наш календарь попали рекомендации устава одного из тысяч византийских монастырей, каждый из которых имел свой особый устав. А потому “календарные” правила нуждаются в разъяснении на общецерковном уровне, и кое-что для этого уже делается. Как бы там ни было, на каком бы уровне ни находилась наша духовная жизнь, постное здравомыслие есть основа, без которой не только не возможно, но и вредно поститься.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter