Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как три поколения белорусских художников переосмыслили величайшую трагедию в истории страны

Дух огня

У этой истории нет прошедшего времени. Тысячи белорусских деревень были полностью или частично сожжены в годы Великой Отечественной. Большинство – вместе с жителями. Символом народной трагедии стала Хатынь – главный «свидетель» противостояния гуманизма и геноцида, включая геноцид духовный. Но тема обожженных войной деревень не осталась там, в событиях 80-летней давности. Она по-прежнему волнует, заставляет понять, записать, нарисовать и сохранить все, что было прочувствовано, в том числе благодаря семейным историям. На днях в Национальном художественном музее открылась камерная выставка «Хатынь. К 80-летию трагедии». Три поколения белорусских художников – и почти 30 произведений, посвященных истории деревень, которых объединила общая боль и общая трагедия.


Свидетели и свидетельства

Небольшие акварельные зарисовки Бориса Малкина – это, по сути, настоящий художественный документ эпохи, бесценный для белорусского искусства. Блестящий график, попавший на фронт уже в первые дни Великой Отечественной, делал быстрые наброски и небольшие этюды даже в военно-полевых условиях. Будучи в первую очередь художником, Малкин поставил перед собой задачу: сохранить пережитое, рассказать правду о том, что увидел. Он берег работы под бомбежками, обстрелами, на переправах. Часто мог даже не успеть окончить этюд. В таких условиях многим фронтовым произведениям не суждено было уцелеть, обращает внимание ведущий научный сотрудник научно-просветительского отдела НХМ, искусствовед Надежда Усова:

– К счастью, графическую серию под общим названием «По следам войны» удалось каким-то чудом сберечь. Малкин – великолепный график, даже его мимолетные наброски выглядят как законченные произведения. На пожелтевшей бумаге, написанные тушью, карандашом и даже угольками… Но главное, Малкин сумел ухватить и тонко передать настроение того времени.


Пережил войну и народный художник Беларуси Василий Шарангович. Его знаменитая серия цветных литографий «Памяти огненных деревень» – это своего рода графический реквием, представленный в серии из девяти станковых листов. Известно, что идея пришла к художнику после прочтения книги «Я з вогненнай вёскі…» Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника. В ней – свидетельства более 300 человек, вживую видевших уничтожение родной деревни, смерти близких и односельчан.

– Книга потрясла его своей документальностью. Шесть лет Шарангович работал над этой серией, которая одновременно дополнила и эмоционально усилила содержание книги. Герои цикла – старики, дети и женщины, вынужденные жить на оккупированной врагом территории. Одну из работ под названием «Партизанский кузнец» художник посвятил отцу, – дополняет Надежда Михай­ловна.

Еще один известный график, Анатолий Александрович, родился спустя восемь лет после окончания войны. Но тема народной памяти занимала в его творчестве особое место: его семью тоже обожгла вой­на. В фондах НХМ хранятся графические листы из серии «Старая Рудица», посвященные трагедии небольшой деревни под Дзержинском, которую постигла участь Хатыни. Старая Рудица – это малая родина семьи художника. Его деда Ивана сожгли вместе с односельчанами. После войны деревню восстанавливал его сын Вячеслав, отец художника.


Философски осмыслил истори­ю своей семьи и график Всеволод Швайба. Его бабушке, тогда пятилетней Анне Казакевич, и двум ее младшим братьям удалось спрятаться в лесу, когда нацисты сжгали их родную деревню Дулебы Березинского района. Две графические работы Швайбы – «Пиета» и «Пеленание войны» – это метафоры сожженного родового гнезда. Образ обгорелого бревна из родной хаты художник видит как младенца – символ за­рождающейся и в то же время угасающей жизни. К слову, первые десять оттисков серии переданы недавно открывшемуся музе­ю в Хатыни.

Еще одна жемчужина выставки – диптих «Огненная деревня» могилевского художника Григория Тоболича. Левая его часть представляет собой деревенский дом его бабушки, уютно сидящей у печи – души белорусской хаты. Но в правой уже тревожно застыл страшный символ войны – остов печи и стены обгоревшей избы…

Архитектуре дали слово

Кроме того, ради выставки в НХМ стены творческой мастерской Леонида Левина впервые за 60 лет покинули два из пяти сохранившихся планшета с эскизами мемориального комплекса «Хатынь». Директор музея Владимир Прокопцов не без оснований называет их уникальным рукотворным документом:


– Они позволяют понять, как задумывался комплекс и какая огромная роль в его создании отводилась трем архитекторам: Леониду Левину, Юрию Градову и Валентину Занковичу. Сегодня мы привыкли к объемному визуальному восприятию, а тогда, в конце 1960-х, были лишь планшеты с натянутым на них ватманом, черная тушь, гуашь и карандаши. Чудо, что эти планшеты сохранились. Сегодня это уже музейный экспонат, исторический документ.

Дочь архитектора Левина, Галина Левина, которая согласилась предоставить планшеты для выставки, подтверждает:

– С одной стороны, мне было тревожно выпустить их из творческого гнезда. С другой, я осознавала, насколько важно, чтобы люди понимали: мемориальный комплекс в Хатыни не появился стихийно, «словно гриб боровик после дождя», как говорил сам отец. По сути, Хатынь – это эмоциональное переосмысление войны тремя молодыми архитекторами, которым дали возможность создать мемориал, не похожий ни на один другой в мире.

Понимали ли они тогда, Левин, Градов и Занкович, что делают работу настолько глобальную, что ей суждено стать национальным мемориалом-символом?

– По воспоминаниям отца, они были одержимы идеей создать высочайшее произведение архитектуры, неповторимое по своей сути и идее, – продолжает Галина Лео­нидовна. – Изначально комплекс в Хатыни был лишь одним в череде многих объектов мемориализации в Беларуси. Но то, что в конце концов предложили Левин, Градов и Занкович, было настолько свежо и уникально, что тема сожженных деревень не просто стала национальной для Беларуси, но и прогремела в мировом сообществе. Боль белорусов стала общепризнанной, а комплекс в Хатыни – прорывом в искусстве, доказав, что архитектура тоже может говорить о войне.





БУДЬ В КУРСЕ!

В эту субботу в 14:00 Галина Левина проведет в музее открытую лекцию, где расскажет об увековечивании памяти, отце и, конечно, проекте всей его жизни – мемориальном комплексе «Хатынь».

КСТАТИ

После Минска выставку покажут в культурной столице Беларуси – Слуцке. На очереди Добруш, Гомель, Светлогорск и другие города.

leonovich@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter