Минувшая неделя оказалась необычайно насыщенной политическими катаклизмами

Дуга нестабильности

Минувшая неделя оказалась необычайно насыщенной политическими катаклизмами.

Теракт в Ницце во время празднования Дня взятия Бастилии, когда террорист направил в толпу гуляющих грузовик, стал третьим крупным терактом за последний год во Франции. Серия громких террористических атак началась с расстрела редакции сатирического журнала CharlieHebdo в январе 2015 года. В ноябре того же года масштабной террористической атаке подвергся Париж. Помимо этого, во Франции произошел также ряд других инцидентов, без столь значительных последствий, которые в силу этого остались за рамками внимания мировых СМИ.

Уже после парижских событий много говорилось о неготовности французских спецслужб к противостоянию террористической угрозе. События в Ницце лишь подтвердили этот печальный вывод. Похоже, никаких уроков из предыдущих инцидентов извлечено не было, и эта странная французская беспечность обернулась очередной трагедией. Более того, террористическая атака случилась во время праздничных гуляний, когда, казалось бы, должны быть предприняты повышенные меры безопасности. Все это ставит серьезные вопросы к силовому блоку и политическому руководству Франции в целом.

Теракт в Ницце может также стать очередным ударом по европейскому единству. Неспособность обеспечить надлежащий уровень безопасности стала давним обвинением в адрес ЕС со стороны евроскептиков. После очередного теракта требования более жестких мер против миграции, а также усиления контроля на границах европейских государств могут получить поддержку со стороны избирателей далеко не только во Франции. А это значит, удельный вес евроскептиков в европейской политике продолжит увеличиваться. В частности, это может существенно увеличить шансы на президентское кресло для Марин Ле Пен — лидера «Национального фронта», главной евроскептической силы Франции. Напротив, шансы социалистов удержать власть стремительно сокращаются, а Франсуа Олланд рискует стать самым неуспешным президентом за всю историю Пятой республики.

События во Франции дают дополнительные козыри и в руки сторонников Brexit — ведь, покинув ЕС, Британия получает возможность вести более жесткую политику в сфере безопасности, уже без оглядки на Брюссель, а безопасность в современном мире становится все более ценным ресурсом.

Не успел мир прийти в себя после трагедии в Ницце, как на ленты новостей стали поступать сообщения о политическом перевороте в Турции.

Военные путчи в новейшей истории этой страны случались не раз. Армия в ее политической системе играет роль главного хранителя кемалистских традиций, то есть ценностей современного светского государства, каким видел Турцию отец-основатель республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Армия брала власть в руки всякий раз, когда армейская верхушка полагала, что гражданские власти уходят от этих ценностей.

Напряжение между президентом Эрдоганом и силовым блоком нарастало не первый год. Недовольство военных вызывала и политика «мягкой» исламизации турецкого общества, проводимая Эрдоганом, и во многом неудачная внешняя политика, которая привела к обострению отношений с соседями и втягиванию турецкой армии в конфликты в Сирии и Ираке.

Таким образом, предпосылки для военного переворота в Турции вызревали давно. Однако  путч окончился неудачей для заговорщиков. Во-первых, в военном руководстве не сложилось консенсуса по поводу переворота и значительная часть подразделений осталась лояльной к Эрдогану. Кроме того, путчистам не удалось нейтрализовать Эрдогана и других политических руководителей, благодаря чему тем удалось мобилизовать своих сторонников, что и предопределило перелом в ходе событий. Путчисты, сделавшие ставку исключительно на силовой фактор, полностью проиграли на информационно-политическом поле. Эрдогану же, напротив, удалось мобилизовать не только лояльные к нему войска, но и гражданское население, вышедшее на улицы в поддержку законной власти.

По всей видимости, Турцию в ближайшее время ожидают масштабная чистка в армии и «закручивание гаек» в сфере политических свобод.

Что касается официального Минска, то позиция выражена однозначная и  ожидаемая: в послании Президента Беларуси Александра Лукашенко президенту Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану в связи с попыткой военного переворота в этой стране выражаются поддержка и солидарность с легитимной властью Турции.

МИД нашей страны в заявлении подчеркнул, что «белорусская сторона решительно осуждает преступную попытку незаконного свержения государственной власти и выражает свою поддержку президенту и правительству Турецкой Республики. Мы полностью солидарны с турецким руководством, которое квалифицирует эти действия как предательскую атаку на народ и законно избранную власть Турции».

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter