Действительно, съемки в условиях, приближенных к боевым, и взрослый–то не каждый выдержит: новый сюжет проекта «Беларусь на ладошке», выходящего на телеканале СТВ, готовится на железнодорожном вокзале, и юная тележурналистка выясняет, когда и куда пришел первый в истории Минска поезд.
Чтобы записать все стендапы, Мирославе приходится дубль за дублем вышагивать по Привокзальной площади, платформе или по залу ожидания, четко проговаривая положенный по сценарию текст. Прицепленный к шарфику микрофон практически незаметен, камера располагается достаточно далеко, и встречающие–отъезжающие видят лишь вышагивающую девочку, которая как будто говорит сама с собой. Кое–кто и вовсе ничтоже сумняшеся отодвигает ребенка в сторону: мы спешим, а ты тут под ногами крутишься, тем самым безнадежно запарывая дубль. Авоськи и котомки посетителей вокзала, конечно, соответствуют жизненным реалиям, однако вряд ли будут красиво смотреться в кадре.
Собираются и зеваки — они–то как раз отследили, куда нацелена камера оператора Игоря Пантюхина, и пристально наблюдают за происходящим. Пожилая неравнодушная общественница хватает меня за рукав: «А чего это вы тут снимаете? Зачем это вы фотографируете? Разрешение у вас есть?» Съемки — такой прекрасный повод проявить одновременно и любопытство, и гражданскую бдительность. Чувствую себя бравым солдатом Швейком, обвиненным в том, что он–де в шпионских целях фотографировал вокзал. А Мирославе все нипочем. Десять раз надо пройти — пройдем десять, лишь бы хватило времени, отпущенного на съемку, и улыбнемся там, где надо, и не собьемся с текста.
На то, чтобы отснять короткий сюжет, уходит около трех часов. На самом деле все зависит от ребенка, объясняет Вера Ткаченко:
— Есть опытные ребята, которые не теряются даже в таких почти экстремальных условиях. Текст заучивается наизусть, а ведь получают они его буквально накануне.
Не знаю, можно ли отнести Мирославу Кораблеву к числу опытных — как признается сама девочка, в телестудии «Прожектор» она занимается всего несколько месяцев. Однако ни камеры, ни случайные зрители ее, судя по всему, не смущают:
— Когда я смотрела телевизор, мне всегда нравилось наблюдать, как журналисты о чем–то рассказывают, как берут интервью. И самой хотелось попробовать так же.
Программ для детей на белорусском телевидении сейчас раз–два и обчелся: время непростое, бюджеты не резиновые. Реклама в передачах для самых маленьких запрещена, соответственно телеканалам неинтересно развивать детское вещание — экономически это никак не окупается, сплошные расходы.
Вера Ткаченко признается, что всегда мечтала снимать детское кино:
— А получилось так, что стала заниматься телевидением. Однажды на фестивале в России услышала, мол, очень давно не было видно интересных проектов из Беларуси. Фраза заставила призадуматься. В итоге родились идея и название — «Беларусь на ладошке». Работаем мы в общем–то на энтузиазме, и я благодарна всем, кто поучаствовал, — и арт–менеджеру Елене Нехаенко, и Никите Костюкевичу, который стал нашим продюсером.
То, что молодой солист ансамбля «Верасы» вдруг обратился к теме детского телевещания, стало неожиданностью и для него самого. Никита Костюкевич:
— Считаю, мы делаем очень полезное дело. У меня детей пока нет, но есть, скажем так, будущее отцовское понимание: что бы я хотел, чтобы ребенок видел по ТВ, какую информацию ему необходимо давать и в какой форме.
Красочные заставки создали художники–мультипликаторы Галина Щепетова и Татьяна Артишук: смешной и милый мультяшный Владимир Мулявин с гитарой, несущаяся на лыжах Дарья Домрачева, башенки Мирского замка сменяют друг друга под песню, написанную Верой Ткаченко. Сюжеты готовят дети — участники студии «Прожектор», они же проводят блиц–опросы, берут интервью, присутствуют на эфирах программы «Утро. Студия хорошего настроения», которая на СТВ является своеобразным полигоном для свежих идей.
Нужно инвестировать в детей как в будущее государства, доказывает мне Никита:
— Рады, что телеканал СТВ поддержал нашу идею и дал проекту шанс. В передаче мы рассказываем о нашей стране — о природе, истории, культуре, науке, спорте, да обо всем — коротко и ясно, чтобы было понятно детям. Ведь чтобы ребенок любил родину, он должен о ней что–то знать, интересоваться ею, восхищаться — и телевидение в этом смысле очень хороший инструмент.
Мало обучать детей мастерству телеведущих в теории, убеждена Вера Ткаченко: без практики она немногого стоит. В студии «Прожектор» сейчас занимаются всего 11 ребят, и каждый получает свои часы упорного труда и свою минуту славы:
— Идея в том, чтобы ребенок был в кадре один, чтобы он был главным, работал, как настоящий журналист. Это сложная стилистика, особенно когда имеешь дело с детьми, у которых в отличие от взрослых нет профессионального опыта.
Однако, глядя на Мирославу Кораблеву и ребят, сидящих в студии СТВ, веришь: если есть талант, то и опыт придет. «Добавь репортерской деловитости!» — советует Вера Ткаченко, и девочка на ходу меняет интонации. Взрослым бы так!
ovsepyan@sb.by