«Смертельное оружие» объединяет и не ржавеет

Друзья бранятся — только тешатся

Белый и черный, вдовец и семьянин, сумасшедший и рассудительный. У них, кажется, вообще нет и не может быть ничего общего, но они напарники! Им вместе предстоит ловить бандитов, спасать друг другу жизнь и, самое главное, среди множества противоречий найти путь к крепкой мужской дружбе. 35 лет прошло с премьеры боевика «Смертельное оружие», а горячих поклонников у фильма не убывает.

Тренд определяет время

Сегодня «Смертельное оружие» и вышедший следом «Крепкий орешек» неспроста признаны эталонами жанра конца 1980-х. Боевики условно делят на эпоху до и после этих фильмов. К обеим картинам относятся с большим пиететом, трепетно лелея давние воспоминания, всплывающие из глубин сознания вместе с фразами, ставшими крылатыми, и обязательно досматривают до финала, случайно зацепившись при переключении каналов. Что же такое нашли зрители в «Смертельном оружии»?

Чтобы понять, стоит отмотать пленку назад, когда герои голливудских боевиков шествовали по экрану без страха и упрека словно в «режиме бога». Смертоносные обоймы автоматов нескончаемо менялись, внутренняя сила не убывала. Заданный еще в начале 1970-х «Грязным Гарри» тренд на заведомую жестокость строил сюжеты, мало отвлекаясь на внутренний мир героев. Это были крутые стражи порядка, играющие против всех врагов по своим законам. Они были готовы искать мифической справедливости, мстить за друга, за семью, за попранную честь. Героический образ органично существовал в критических ситуациях, но мужественных бойцов было сложно представить в обыденной жизни.

Подобный подход диктовало время, пока в середине 1980-х не наметилась тенденция на разрядку напряженности. Так после целой эпохи не сомневающихся в собственной неуязвимости киногероев, силой мышц и шквалом крупнокалиберного огня сокрушающих врагов, на экране нашлось место реальным людям. Таким, какими можете быть вы или ваш приятель. Со своими недостатками, многочисленными внутренними колебаниями и душевными сомнениями. Ворох этих индивидуальных качеств, эмоциональных порывов дремлет в каждом из нас. В ком-то выплескивается регулярно, в ком-то ждет своего часа. «Смертельное оружие» просто соткано из таких сцен. 
Это не просто экшен для любителей прицельной пальбы, в нем достаточно поворотов, заставляющих разглядеть психологические портреты. 

Две стороны двух героев

Герой Мела Гибсона в деле — вулкан страстей. Какие глаза, какой взгляд! Он действительно сумасшедший, этот безбашенный парень, сорвавшийся с цепи. Он не думает, а стреляет, не уговаривает отойти от пропасти, а прыгает вместе с самоубийцей… Невольно начинаешь думать: вот он — старый, многократно отработанный типаж! Как он прекрасен в своем безумии. Во всем экспрессия, ненависть к преступникам, искренние эмоции, демоническая одержимость! И вдруг все это пропадает дома. Здесь и близко нет уютного отдыха, а лишь страшная тоска и беспросветное одиночество. Дальше — больше. В гостях у коллеги бесстрашный полицейский превращается в стеснительного и неловкого паренька, который, словно ребенок, первый раз пришел на ужин к чужим людям. Мел ­Гибсон, которого до этого все привыкли видеть этаким удалым безумным Максом, оказался удивительно убедительным в этих метаморфозах. Редко бывает, когда героические актеры демонстрируют сентиментальность.

«Я слишком стар для всего этого», — из фильма в фильм будет повторять герой Дэнни Гловера. Полицейский, имеющий 20-летнюю карьеру, не получил и царапины. Он тихо тянет до пенсии и уже строит планы на цивильное будущее. Спокойный, рассудительный, берегущий здоровье, неторопливый на работе, он несет службу, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Дома это любящий отец, которого боготворят дети. Типичный персонаж семейного фильма. Он искренне не понимает метания души своего нового напарника. Все это лишь до момента, пока бандиты не нарушат домашнюю идиллию. Покушение на его «крепость» приравнивается к объявлению войны. Добропорядочный семьянин мгновенно превращается в вулкан мести. Остается лишь восхищаться, как Гловер меняет мелодраматическое амплуа на героический образ из боевика.

Харизма — двигатель сюжета

Все перепады настроений сыграны великолепно. Этим «Смертельное оружие» завоевало зрительские сердца. Вокруг столкновений характеров, а также внутренних противоречий самих героев и выстроена конструкция картины. Иногда кажется, что все балансирует на грани абсурда. 
Диалоги напарников искрят бесконечными пикировками, придавая фильму особую прелесть, свой неповторимый шарм. При этом разговоры абсолютно естественные. Так ругаются люди, которым, несмотря на все обстоятельства, предназначено быть вместе.
Замешанный на подобном словесном фарше поджанр бадди-муви (в вольном переводе — приятельский фильм или фильм о дружбе) в «Смертельном оружии» представлен со вкусом и размахом. Харизма двух замечательных актеров отодвинула сам сюжет на второй план. Боевик можно считать просто набором эпизодов, призванных привести зрителя к пониманию, что, переступив через различия характеров и неприязнь первого восприятия, герои находят путь к взаимопониманию и великолепно дополняют друг друга в общем деле. Это было важно в 1980-е, это стало еще более важно теперь.

ЦИТАТЫ

— Ты встретил хотя бы одного человека, которого не убил?

— Ну, тебя я пока не убил.

— Не надо делать мне одолжений.

***

— Я поведу?

— Нет, нет. У тебя склонность к самоубийству.

— Да любой, кто в Лос-Анджелесе ездит на машине, — самоубийца.

***

— Только постарайся никого не убить на этот раз.

— Это единственное, что я умею хорошо делать.

***

— Ты что, спишь с пистолетом?

— Спал бы… если бы добирался до кровати.

***

— Нельзя же все проблемы решать с помощью кулаков.

— Я же не мог стрелять, там было слишком много людей.

***

— Судя по их досье, это Содом и Гоморра.

— Он — Содом, а я — Гоморра. Но работаем мы вместе.

Рождественские приключения


«Смертельное оружие» и «Крепкий орешек» во многом изменили отношение к боевикам в середине 1980‑х. Однако объединяет фильмы не только этот факт. События обеих картин разворачиваются накануне Рождества, хотя снимались они не как семейные предрождественские истории. Соответственно, и премьеры состоялись задолго до новогодних праздников. Музыку к фильмам написал композитор Майкл Кэймен. А вот Брюс Уиллис, по сведениям одного из журналов, отказался от съемок в «Смертельном оружии», чем в результате отодвинул свое мировое признание на год...

«Безумный Макс» в гостях у «Шоу Косби», или «Место встречи изменить нельзя»

Фильм «Смертельное оружие» вышел в прокат 6 марта 1987 года. Достаточно оперативно он появился и на наших экранах. Сначала на пиратских видеокассетах, а потом и в первых кабельных сетях. Между тем восприятие этого боевика было абсолютно разное. В США фильм небезосновательно называли «Безумный Макс» в гостях у «Шоу Косби». Шутливые параллели за океаном напрашивались сами собой. Мел Гибсон уже восемь лет носил на себе штамп сумасшедшего героя постапокалиптического австралийского боевика. В то же время в США в середине 1980-х зрителей всех рас объединило увлечение ситкомом «Шоу Косби» — история зажиточной афроамериканской семьи. Комедийный сериал убедительно доказывал, что независимо от цвета кожи людей интересуют одни и те же проблемы, чем снискал небывалую популярность. В ­СССР, далеком от американских расовых ребусов, «Смертельное оружие» приняли как традиционный голливудский боевик: много стрельбы и веселых диалогов. 

Служебное столкновение коллег чем-то напоминало общение Жеглова и Шарапова из всеми любимого многосерийного детектива «Место встречи изменить нельзя».

Под гитару Эрика Клэптона

 
Хороший фильм не состоится без музыки. Композитор Майкл Кэймен, едва закончив работу над знаменитым «Горцем», где вместе с группой Queen создал великолепный саундтрек, взялся за «Смертельное оружие». Здесь рядом с ним оказался не менее именитый музыкант Эрик Клэптон. Вместе они проработали над всей франшизой. В своей музыке Кэймен постоянно соединял традиционные и современные жанры. Он сотрудничал как с классическими, так и роковыми исполнителями первой величины: Лучано Паваротти, Стингом, Бобом Диланом, группами Pink Floyd, Metallica и многими другими.

Между «Суперменом» и «Людьми Х»

Успех «Смертельного оружия» во многом предопределил талант режиссера Ричарда Доннера. В 1970—1980‑е он считался одним из ведущих мастеров Голливуда. Его карьера в итоге длилась более полувека, где успешно пересекались многочисленные жанры и направления кино. Среди фильмов — мистический «Омен» и первая сверхдоходная экранизация комиксов «Супермен». Фильм «Смертельное оружие» благодаря зрительскому признанию переродился во франшизу, доминировавшую в жанре бадди-муви на протяжении десятилетия. Как продюсер Доннер вместе с женой запустил франшизу «Люди Х».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter