Дружба по прейскуранту

Об отношениях между людьми

На днях соседка рассказала мне о своих взаимоотношениях с родным братом. Он ей ремонтирует «Рено», она за это платит ему деньги. «Расчетливый он у вас какой–то, хоть и брат», — посочувствовала я. «Нет, он замечательный человек, и отношения у нас прекрасные», — не согласилась девушка.


В тот же день мне позвонила бывшая одноклассница, чтобы посоветоваться, как отблагодарить подругу за то, что встретила ее маму на вокзале. Дескать, спиртное та не пьет, сладкое не ест, а деньги предлагать неудобно. Спросила у нее, насколько близкая подруга. В ответ услышала, что общается с ней Катя со студенческих лет, доверяет все секреты, вместе ездят в отпуск. «Тогда к чему эти расчеты? В следующий раз ты для нее что–то сделаешь», — попыталась я возразить однокласснице. «Ты на какой планете живешь? — не поняла та. — Человек потратил свое время — за так, что ли?»


В пору моей юности подобное выглядело нонсенсом. Помните у Владимира Высоцкого — «Если ты знаешь, за что ты любишь друга, это уже не дружба, а хорошее отношение»... Мы проверяли свое отношение к людям, которых называли друзьями. Руководствовались в первую очередь не разумом, а чувствами и эмоциями. Не было большой разницы, что на человеке надето и кто у него родители. Главное, чтобы он был «твоим», близким по духу, с которым, как говорится, и в разведку можно, и в огонь–воду не страшно.


Сегодня отношения все больше строятся на «коммерческой» основе. И никого это не удивляет. Наоборот, странная тенденция охватывает все большее количество людей. Приглашая кого–то на день рождения, люди заранее подсчитывают, какой суммой гость их одарит, и смогут ли они, когда придет их черед поздравлять именинника, потратиться на что–то равноценное. Друзей все чаще выбирают не по интересам, а по доходам и возможностям.


Мне всегда нравилось, как дружили два парня–студента из соседнего двора. Но вот окончили университет, и через какое–то время словно черная кошка между ними пробежала. Знаю, что не принято лезть людям в душу. Но все же недавно не удержалась и спросила у одного из парней, в чем дело. В ответ услышала пренебрежительное: «У Кольки работа низкооплачиваемая. Что мне теперь, за свой счет его по ресторанам водить?»


В общем, не любовь к близким и даже не симпатия, а сплошная коммерция. Недавно в троллейбусе «заслушалась» разговором двух подружек. «Представляешь, — откровенничала девчонка, увешанная золотом, со своей ровесницей. — Маринка совсем меня разбаловала. Раньше мы в кафе платили каждая за себя, а в последнее время угощала она. Так теперь, как где встретимся, я и кошелек из сумки не достаю: свои стало жалко тратить». Обе девицы весело расхохотались, а мне почему–то до слез стало обидно за незнакомую Марину. Возможно, она просто добрый человек, а другие этим бессовестно пользуются. А может быть и другой, более чудовищный, вариант: девушка почему–то вбила себе в голову, что без денег и подарков никому не нужна, вот и «рассчитывается» за дружбу. Психологи утверждают, что, к сожалению, это тоже веяние нашего времени.


Я не против материальной благодарности как таковой. Против, когда она становится нормой в отношениях близких людей — родственников, друзей, приятелей. Ведь что тогда получается? Случись серьезная болезнь, пожар, авария — человеку, не имеющему денег, не стоит и вовсе рассчитывать на чью–то помощь?.. К счастью, это не так. Сотни, тысячи совершенно незнакомых людей по–прежнему откликаются на чью–то боль. Читая скупые строчки газетных объявлений, перечисляют деньги на лечение чужого ребенка, не надеясь на ответную благодарность. А если так, то, может, и коммерциализация дружбы — это что–то наносное, нам не свойственное? Модное поветрие, которое когда–то закончится, как закончилось оно на малиновые пиджаки и ликер «Амаретто»... А вы как думаете?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter