Дружба большая и малая

В Беларуси сложилась достаточно парадоксальная ситуация: зачастую малые, средние и крупные предприятия отличаются друг от друга фактически только размерами. А амбиции и структура крохотных производств и гигантов повторяют друг друга...

В Беларуси сложилась достаточно парадоксальная ситуация: зачастую малые, средние и крупные предприятия отличаются друг от друга фактически только размерами. А амбиции и структура крохотных производств и гигантов повторяют друг друга. Все ориентируются на производство конечного продукта и концентрацию всего производственного процесса в «своих руках». Другими словами, стараются по возможности делать все комплектующие и операции собственными силами. В принципе, такой подход не мешает выпускать качественную продукцию, но все острее в республике встает другой вопрос — ее ценовой конкурентоспособности. Не на внутреннем рынке, на котором всегда можно попросить поддержки у государства, а на мировых. Тягаться во многих вопросах с Европой нам пока не под силу. Это понятно, но все сложнее выигрывать борьбу у российских и украинских предприятий. А между прочим, тамошние передовые производства уже кардинально меняют свою структуру, переходя от практики «закрытого» производства к построению систем промышленной кооперации. 

Рентабельная синица  в  руках 

Иногда кажется, что руководство и владельцы немалого количества отечественных малых и средних предприятий еще мечтают «штурмом» взять рынок. Действительно, в истории мировой экономики таких примеров немало. Но, как правило, головокружительный успех приходил к небольшим производителям после внедрения какой-то гипер­инновационной и суперуникальной технологии. Крохотный заводик по производству гомеопатических средств будет прозябать долгие годы, подавленный маркетингом мировых лекарственных корпораций. Но если начнет выпускать пилюли  для снятия алкогольной зависимости, такому производству обеспечен мировой успех. Только, увы, появление таких «неожиданных» для рынка продуктов на базе малых предприятий носит скорее случайный характер, чем является закономерностью. 

Во всем мире малый бизнес в производственной сфере выигрывает именно за счет своей узкой специализации. Необязательно выпускать конкретный продукт, для коммерческого успеха зачастую достаточно качественно сделать только одну операцию. Скажем, плазменную раскройку металлических листов. Такая узкая направленность позволяет небольшому предприятию эффективно работать. Естественно, в партнерстве с более крупным производителем. 

При всей своей некоторой сложности теория промышленной кооперации, или субконтрактации, по терминологии западных экономистов, в принципе, не несет в себе ничего революционно-нового. Сегодня изготавливать все комплектующие на одном предприятии — это уже пройденный этап, который можно окрестить индустриальным ремесленничеством. Как тут не вспомнить Шпенглера с его «спиральным» развитием истории. Лет пятьсот назад лондонский сапожник успешно сам и кроил, и шил, и голенища тачал, пока не появились мануфактуры, которые разделением труда на отдельные операции буквально выжили с рынка ремесленников. Сегодня происходят похожие процессы, только на более высоком уровне. 

Большинство крупных мировых корпораций в области машиностроения, производства бытовой техники, других сложнотехнических товаров уже занимаются только сборкой готовой продукции, маркетингом, продвижением своего товара на рынок и научными разработками. Подавляющее большинство комплектующих для них поставляют малые и средние предприятия. Причем зачастую такие партнеры разбросаны по всему миру. Если сегодня разобрать до винтиков любой западный автомобиль, то может показаться, что его собирала вся Европа и Азия. Причем немало деталей окажутся сделанными небольшими предприятиями. Зачем руководству огромной корпорации «Elektrolux» думать о производстве какой-нибудь шайбочки или электрокатушки, если с этой задачей успешно справится компания со штатом в несколько человек? Сегодня руководство крупных западных компаний уже предпочитает не распыляться на мелочи при организации производственного процесса. 

К сожалению, очень небольшая часть белорусского малого бизнеса ориентируется на сотрудничество с крупными предприятиями. В некоторой степени это слабая культура наших «свободолюбивых» коммерсантов. Дело в том, что зачастую взаимоотношения между крупной компанией и «субконтрактником» похожи на прием на работу сотрудника. Нередко малый бизнес практически сто процентов собственных мощностей загружает за счет своего заказчика, который может диктовать условия: цены, сроки, технологию… Большинство отечественных бизнесменов хотят быть свободными как ветер от всяких обязательств, а поэтому пытаются выйти на «широкий» рынок. В крайнем случае, хотят работать напрямую с мировыми ТНК. Например, на одной из выставок в Швеции наши малые предприятия пытались заключить договоры с «Volvo». Как отметили эксперты, слишком самоуверенная попытка. Западные фирмочки так не поступают и для начала работают с мелкими компаниями, постепенно продвигаясь к более крупному партнеру. Руководствуясь принципом «любить — так королеву, украсть — так миллион», выйти на европейский рынок практически нереально. Там действуют несколько другие правила игры… 

Правда, в слабом субконтрактном производстве в Беларуси повинен не только малый бизнес. Крупные предприятия — потенциальные заказчики — пока свысока смотрят на небольших промышленников. Многие гиганты не слишком-то и желают сотрудничать с малыми предприятиями, следуя советской традиции: по возможности лучше все комплектующие делать самим. Однако при таком подходе можно потерять в конкурентоспособности. Чтобы держать на должном техническом уровне все участки производства, необходимы колоссальные инвестиции. Поэтому либо придется постоянно мириться, что часть оборудования морально устарела, либо распылять средства, что тоже не даст должного эффекта. Небольшое же предприятие вполне способно освоить некоторые операции на самом высоком уровне. Скажем, в цехах одной не очень крупной белорусской металлообрабатывающей компании стоят станки, которым позавидовали бы и наши флагманы производства. 

Словом, на современном этапе отечественному производственному сектору необходимо пересматривать свою структуру. В противном случае достойно выглядеть на международном да и на внутреннем рынках будет непросто и крупным производителям, и малым предприятиям. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter