Другие правила перевозок. Что предлагает поменять проект нового указа Президента?

Поездки без опасности

Не так давно на общественное обсуждение был вынесен проект нового указа Главы государства, который затронет сложные моменты оказания услуг по перевозке пассажиров. Под его действие подпадут службы такси, а также маршрутные транспортные средства. Документ ужесточает требования к оказанию этого типа услуг и ставит во главу угла принцип безопасной перевозки граждан.


Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта, говорит, что изменения продиктованы складывающейся ситуацией с безопасностью при перевозках пассажиров. По данным Транспортной инспекции, в 2020 году с участием автомобилей такси произошло 76 ДТП, в которых шесть человек погибли, 92 — пострадали.

— Рынок автоперевозок в нерегулярном сообщении, в том числе это касается автомобилей такси, нуждается в дополнительном регулировании, — уверен представитель министерства.

По его мнению, причина в недобросовестных перевозчиках, которые в погоне за прибылью не соблюдают элементарные требования безопасности.

— Для получения конкурентных преимуществ они используют незаконные схемы по организации и выполнению перевозок пассажиров, — отмечает Гладкий.

Специалист рассказывает, что нередко за рулем транспортных средств оказываются люди, не имеющие достаточной квалификации, а то и вообще без водительского удостоверения. Кроме этого, фирмы по осуществлению перевозок очень часто заключают с водителями не трудовые договоры, а договоры подряда, тем самым уходя от уплаты налогов и взносов в ФСЗН. Причем, говорит эксперт, подобное явление носит массовый характер. Об этом свидетельствуют и обращения в Минтранс водителей с просьбой о защите своих прав и законных интересов. Стоит отметить, что договор подряда после выполнения перевозки часто и вовсе уничтожается, а водитель в случае возникновения конфликтных ситуаций остается незащищенным.

Усугубляют ситуацию отдельные диспетчеры такси, которые фактически принуждают перевозчиков не соблюдать законодательство в целом и Правила автомобильных перевозок пассажиров в частности, — говорит представитель министерства.

Не исключено, что наша регистрационная карта для водителей будет выглядеть как в России.

Что предлагается поменять?

Главная задача указа — обеспечить безопасность перевозок. Андрей Гладкий рассказывает, что для этого будет предпринят ряд мер. Например, разрешат перевозить людей только тем водителям, которые соответствуют всем требованиям Правил автомобильных перевозок пассажиров (возраст, стаж, квалификация, прохождение медицинского обследования). Предлагается ввести дополнительную обязанность и для диспетчеров, чтобы они не допускали к работе тех водителей, которые не соблюдают установленные требования. Разработчики указа также предусмотрели механизм недопуска на рынок недобросовестных перевозчиков, которые, например, заставляют водителей не соблюдать режим труда и отдыха. А ведь это, замечает Гладкий, одна из серьезнейших причин ДТП.

— Ожидаемые изменения не позволят попасть на рынок тем перевозчикам или диспетчерам, которые игнорируют существующие правила. Им придется привести свою деятельность в строгое соответствие с законодательством. А из-за невозможности реализовать серые схемы у недобросовестных перевозчиков не будет конкурентных преимуществ.

Регистрационные карты

Проект указа предполагает введение обязательных регистрационных карт для водителей, которые оказывают услуги по перевозке. За выдачу карты взимается государственная пошлина в размере двух базовых величин, за внесение в нее изменений, выдачу дубликата — в размере одной базовой. Чем обосновано это новшество, которое в сети прозвали возвратом к лицензированию перевозок?
— Введение регистрационных карт необходимо для решения вышеуказанных проблем, которые существуют сегодня на рынке.
Об обоснованности этого подхода свидетельствует и мировой опыт, когда вся информация о перевозчике (водителе, транспортном средстве) размещается на общедоступном информационном ресурсе, — говорит Андрей Гладкий.

Он уверяет: для добросовестных перевозчиков фактически ничего не меняется. Необходимо будет лишь оформить в электронном виде соответствующие карты. У тех, кто работал прозрачно, говорит Гладкий, никаких проблем не возникнет. Тому же, кто работал по серым схемам, придется подчиниться новым правилам. В противном случае карту не выдадут, а значит, права выполнять пассажирские перевозки у него не будет.


К СВЕДЕНИЮ

За что смогут забрать карту?

По нижеследующим основаниям предлагается приостанавливать действие карты допуска водителя на срок до 1 месяца, регистрационной карты транспортного средства, карты допуска диспетчера — на срок до 3 месяцев. В случае повторных нарушений действие указанных карт прекращается. Еще раз обратиться за их получением субъект имеет право не ранее чем через 6 месяцев.

♦ Если водитель или компания предоставит в налоговые органы недостоверную информацию о выполненных перевозках пассажиров два и более раз в течение 12 месяцев подряд.

♦ Если будут использовать незарегистрированные информационные системы.

♦ Если диспетчеры станут передавать заказы на перевозку перевозчикам и (или) водителям, не имеющим регистрационных карт и карт допуска водителя.

♦ Если водители осуществляют перевозку пассажиров в регулярном сообщении под видом перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении.

♦ Если транспортное средство, водители, диспетчеры не соответствуют другим требованиям, установленным законодательством.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter