Другие

Спектакль «Блеск летней воды»: Произведение из другого мира

Нельзя утверждать, что официальные лица посольств иностранных государств часто посещают белорусские театры. Тем значительнее факт: вступая в новую должность, консул Литвы отправился в район автозавода, чтобы посмотреть премьеру Нового драматического театра.

Объяснительных причин как минимум две. Спектакль «Блеск летней воды» поставлен по пьесе молодого литовского драматурга Лауры Черняускайте литовским режиссером Виргинией Тарнаускайте. Но есть и третья причина: возможно, господин консул просто любит театральное искусство. Было страшновато его разочаровать, так как известно, что наша соседка Литва покорила своей театральной режиссурой весь мир. Разговор после спектакля был вдохновляющим и полным совместных культурных планов.

Скромному театральному коллективу с окраины столицы удалось познакомить публику с цельным по приему, серьезным по высказыванию, завораживающим спектаклем. Театр не побоялся принять к постановке пьесу, далекую от прямых жизненных событий. Он сделал произведение из другого мира, другой среды, когда впервые открываешь для себя совершенно тебе неизвестное. Рядом с опытными артистами играют учащиеся Детской театральной школы. Они существуют в сложно организованном тексте и в новой для себя эстетике.

Удачное оформление сценографа Евгения Волкова выполнено из натурального дерева (главный герой — скульптор-деревщик). На видеопроекции пейзаж и бегущая река. На переднем плане что-то вроде беседки-аквариума с рыбами. Близость природы, слияние с ней — главная фишка литовского искусства. И даже внешний облик и костюмы действующих лиц абсолютно литовские, в пастельных тонах, словно сливаются с неброской природой соседнего государства.

Многие режиссеры сейчас научились делать красивую картинку на сцене. Артистов ярко и богато одевают, эффектно освещают. Все это нравится зрителям, которые судят об искусстве, имея богатый опыт шоу-культуры. И у артистов потребность играть и нравиться становится сильнее потребности высказаться. Режиссер Тарнаускайте пошла по другому пути. Ей важны не эффекты, а рассказ о людях, по-своему странных.

Столяр и скульптор Бенас (арт. Валерий Агаян) внезапно потерял любимую жену и весь сосредоточен на одиннадцатилетней дочери Базиле.

Девочка тяжело переживает самоубийство матери и кажется окружающим немного безумной. К тому же она обладает даром ясновидения и может лечить людей. Отец пытается создать скульптуру погибшей жены, и она, почти как в мифе о Пигмалионе, оживает. Вернее, появляется женщина, очень похожая на погибшую мать девочки. Друзья помогают отцу и дочери лучше понять друг друга и попытаться быть счастливыми.

Условное пространство между правдой и вымыслом, энергетика натурального дерева и кадры на белом экране, рваное течение сюжета и очень современный смысл истории о простых людях создают трудности взрослым исполнителям и детям. Но история получилась очень живая и трогательная. Действующие лица — не ряженые, а живые люди. И все это несмотря на странности и ино-сказательность. Режиссер с помощью опытных и юных артистов построила свой художественный мир, в котором публике оказалось интересно существовать. Виргиния Тарнаускайте как педагог Детской театральной школы тонко понимает и раскрывает природу актерского таланта. Ее ученица Валерия Соколова в роли Базиле формируется на наших глазах обстоятельствами пьесы, проходит путь от затравленного волчонка до мудрого маленького человека через отрицание к нравственному закону.

Всегда трудно писать о детях-артистах. Неизвестно, как сложится их судьба, как повлияют на них твои восторженные или критические оценки. Ребята получают драйв, выходя на профессиональную сцену, даже если не слишком хорошо понимают глубокие мотивы пьесы и режиссуры. Здесь все не так. Педагогический процесс и режиссерская работа находятся в единстве и не мешают раскрытию индивидуальных черт исполнителей. Получился интересный спектакль о тех, за кем потенциал и энергия будущего.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter