Друг педальный

Это что–то новенькое. Общественное объединение «Спортивно–туристический клуб «Кола–БОК» направило в Брестский горисполком письмо, в котором говорится о необходимости создавать в городе безопасные условия для езды на велосипеде...

Это что–то новенькое. Общественное объединение «Спортивно–туристический клуб «Кола–БОК» направило в Брестский горисполком письмо, в котором говорится о необходимости создавать в городе безопасные условия для езды на велосипеде...


Велосипед в областном центре стремительно набирает популярность. Недавно, например, прошла необычная свадьба: жених, невеста и гости прикатили на регистрацию не на кадиллаке, а на велосипедах. В июле группа брестчан ездила в Польшу на празднование 600–летия Грюнвальдской битвы. На днях велоэнтузиасты массово проехали по областному центру под лозунгом «За вело–Брест!». А 9 — 12 сентября «Кола–БОК» вместе с управлением физкультуры, спорта и туризма Брестского облисполкома, областным представительством НОКа приглашает всех желающих поучаствовать в белорусско–польском велопробеге, посвященном областному фестивалю «Дажынкi». Путь лежит — в Малориту.


Брестские велосипедисты завидуют соседям: за Бугом — в польском Тересполе, где всего 6 тысяч жителей, параллельно улицам — велосипедные дорожки в 3 метра шириной. В Минске и Гродно ситуация тоже более благоприятная. А в Бресте власти только–только стали задумываться, что и велосипед — средство передвижения. В горисполкоме мне рассказали, что теперь при ремонте улиц и тротуаров дорожникам рекомендовано заботиться не только об автомобилистах и пешеходах, но также и о велосипедистах. Что ж, ждем результатов...


Тем более что у Бреста завидное велосипедное прошлое: здесь жил и работал Николай Дранько, которого многие считают не иначе как основоположником белорусского велоспорта («Барьер № 13», «СБ» за 17 мая 2008 года). Благодаря его стараниям в предвоенные годы в центре города открыли земляной велотрек, который, правда, просуществовал недолго. В 1953 году Николай Дранько создал и 21 год руководил Брестской детской велосипедной спортивной школой. Подготовил более полусотни чемпионов и призеров всесоюзных первенств. В 1953 году старший сын Дранько — Василий — занял призовое место на чемпионате СССР на треке...


Парадокс, но первые велодорожки появились в областном центре только год–два назад — на проспекте Республики, улицах Октябрьской революции и Суворова. Правда, велосипедисты их... игнорируют.


— Слишком высокие бордюры! Нужно постоянно слезать с велосипеда и перетаскивать его через них. Так же страдают молодые мамы с колясками, — сокрушается руководитель «Кола–БОК» Михаил Кузьменчук. — Где–то ездим по тротуарам, где–то — по проезжей части. А удовольствие получаем, когда уезжаем из Бреста.


В городе удовольствие действительно получить нелегко. К тому же опасно и накладно для кошелька. Ведь пункт 148 Правил дорожного движения никто не отменял: двигаться по проезжей части на велосипеде запрещено, если имеется тротуар. Только при отсутствии тротуара, значит, за городом велосипедистам можно ездить по краю проезжей части. А там езда нередко заканчивается трагически.


— В нынешнем году в Брестской области произошло 55 ДТП с участием велосипедистов. Итог: 17 погибших, 40 раненых. В 26 случаях виноваты сами велосипедисты, — привела тревожную статистику начальник отделения пропаганды и агитации УГАИ УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук.


Конечно, вилять между машинами — риск, и немалый. Но Михаил Кузьменчук считает, что виноваты в происшествиях не только участники движения, но и соответствующие службы, которые не создают условий для езды на велосипеде.


— Почему, реконструируя улицы, не делают велодорожек? На бульваре Космонавтов, например. Скоро будет ремонт улицы Янки Купалы, и опять в проекте нет велодорожек, — сокрушается руководитель спортивно–туристического клуба. — Мы уже сами приступили к разработке схемы велодвижения по Бресту. С ней планируем отправиться к чиновникам с надеждой, что на основании наших пожеланий специалисты разработают оптимальные маршруты.


Еще один больной вопрос — парковки. Михаил Кузьменчук справедливо спрашивает, почему возле спортивных сооружений Бреста нет велопарковок? Ни у ледового дворца, ни у спорткомплекса «Виктория». Нет их и у колхозного рынка. Зато приспособление для стоянки велосипедов видела возле одной из городских аптек. Оказалось, все объясняется очень просто. Хозяйка сети аптек Нина Павлючик — сама активная велосипедистка...


Но пока к брестским аптекам чаще подъезжают автомобили. Как и к спортзалам, магазинам и административным зданиям. Человек на велосипеде в моем городе — все еще рисковый нарушитель дорожного движения: и автомобилисты его не любят, и пешеходы. И так будет до тех пор, пока не придет в наши умы и чиновничьи кабинеты осознание того, что велосипед — самый экологичный и самый выгодный вид транспорта. Да и полезный для здоровья, между прочим.


В тему


Николай Хевук, начальник управления физической культуры, спорта и туризма Брестского облисполкома:


— Я — двумя руками за велосипедные дорожки и не раз высказывал по этому поводу свое мнение. Сам езжу на велосипеде по городу, правда, по проезжей части. Существующие велодорожки в городе — никудышные. Нужно посадить строителей на велосипеды и заставить проехаться. Они ведь бывают за границей, могли бы подсмотреть, как нужно делать съезды, если сами не понимают.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter