Куда Т-74 возил председательские «Волги» и «Победы» и зачем его мыли в ванной

Дрожь земли

Куда Т-74 возил председательские «Волги» и «Победы» и зачем его мыли в ванной

Т-74 похож на ДТ-54 гусеницами и кабиной. Однако двигатель у него помощнее, заводился от бензинового пускача. По проходимости лучше не найти. Сейчас, конечно, такой трактор на дорогу не выпустишь: придется перекладывать асфальт. Впрочем, и отыскать такую технику вряд ли удастся. В хозяйствах эти тракторы давно не используют. В России, к примеру, они остались в частных фирмах на тяжелых работах, где колесная техника не проедет. Дебютировал Т-74 в 60-х годах, а последнюю модель выпустили в 1982 году. Собирал железного коня Харьковский тракторный завод — всего вышло около 880 тысяч машин. В чем плюсы и минусы модели, без которой не мыслится целая эпоха в сельском хозяйстве? 


НАЧАЛЬНИК главного управления технического прогресса и энергетики Минсельхозпрода Станислав Карпович вспоминает, что ремонтировать Т-74 закончили в 1985 году. Фактически тогда их перестали эксплуатировать в хозяйствах. 

Кто управлял этой тяжелой техникой? Станислав Константинович замечает, что за штурвал садили преимущественно пенсионеров. Молодежь — редко. Хотя начинающим тоже иногда выпадало порулить. Опыта поднабраться. 

— На практике учились на этом тракторе. В кабине его сидеть, все равно что на двигателе — трясет. Да еще к тому же пыльно, так как много щелей. После 10 часов работы выходишь из кабины, только глаза светятся.

В канун Нового года в Шклове открыли памятник известному земляку, актеру советского кино Петру Алейникову. На его создание брестского скульптора Алексея Павлючука вдохновил эпизод из кинофильма «Трактористы». 

Монумент символичен. В ОАО «Шкловский агросервис» в 70—80-х отправляли на ремонт трактора Т-74 из всей Могилевской области. Его старшему брату ДТ-54 в агросервисе тоже установили памятник, еще в 80-х — как напоминание об ушедшей целой эпохе тракторов. 

Петр Ковалев, инженер по технике безопасности, в Шкловском агросервисе проработал более 30 лет. Вспоминает, что это был своеобразный мини-завод по производству Т-74. Численность рабочих — 100 человек. Ежегодно выпускали с конвейера около 600—700 тракторов. 

— Сначала занимались Т-54, затем новым поколением — Т-74. Потом в хозяйства поступили К-700, Т-150. Но последние уже так капитально не ремонтировали, заказчик не просил, — добавляет Петр Ковалев.

Т-74 в Шклове рождался заново. Трактора привозили из хозяйств. Оставляли на площадке, где они ждали своей очереди. Затем 10-тонный кран подавал технику в цех разборки. И вот там-то и начиналось самое интересное. 

До завода Т-74 пахал днями и ночами, а мыли его редко. Внутренности, кабина в пыли, песке. В Шклове с Т-74 возились, как с маленьким ребенком. Кран-балкой поднимали гусеничный и опускали в горячую ванну — своеобразное джакузи для техники. Ее размер поражает: более 20 метров.

— Горячую воду нагревали в котельной. Делали специальный раствор из соды или лабомида (техническое моющее средство. — Прим. автора). Всего каких-то два-три часа — и трактор сиял как новенький, — добавляет Петр Ковалев. 

ПОСЛЕ технику полностью разбирали. Снимали двигатель, кабину, коробку передач, гусеницы, раму. В цеху реставрации и литейном цеху делали запчасти для ходовой части. А вот двигатель заказывали на Могилевском мотороремонтном заводе. 

За день специалисты могли отремонтировать несколько Т-74. На конвейере размещалось электронное табло. На нем время и показатель: сколько еще времени можно покопаться в тракторе. 

 — Чаще всего в негодность приходили гусеницы, — замечает Петр Ковалев. — С ними долго возились. Ведь тракторы работали на износ — на пахоте, бороновании, севе. 

Гарантия на готовый трактор — полтора года. После ремонта покраска и обкатка. Возле цеха находился обкаточный стенд. На нем гидравлические цилиндры. Они приподнимали за кузов, а гусеницы крутились. Недостатки находили редко, их сразу устраняли. 

Василий Моисеев проработал на заводе технологом более 40 лет. Он вспоминает, что за выработку плана по ремонту Т-74 полагалась премия. Оттого и ремонтировали в день по 2-3 трактора. При этом работали в две смены. 

Василий Иванович вспоминает, что в кабине Т-74 зимой холодно. Механизаторы часто простывали. К тому же передвигаться непросто: трясет, нагрузка на позвоночник. Но аграрии терпели дискомфорт. 

Зато в чрезвычайных ситуациях Т-74 был на вес золота. Он хотя и тяжелый, как танк, но достойный конкурент колесным. У Василия Ивановича детство прошло в деревне Староселье Шкловского района. Он помнит, как на «Универсалах» и МТЗ с прицепами в 70-е доставляли молоко в город на переработку. 

— Дорог асфальтированных мало. Весной, осенью, зимой легкие трактора увязали в грязи. Их вытаскивал Т-74. Хотя иной раз так дорогу разбивали, что и тяжелый трактор мог застрять. 

Выручал Т-74 и руководителей хозяйств. Зимой на легковушке выбраться из деревни в райцентр было нереально. Снега столько наметало, что машины садились на «брюхо». Руководители ставили новые служебные «Волги» или «Победы» на большой металлический лист, цепляли за Т-74 — и трактор тянул по заснеженным дорогам в райцентр на аппаратное совещание. 

Александр Конаховский много лет возглавлял колхоз имени К. Маркса Шкловского района. Он вспоминает, что гусеничными тракторами управлялись в сложную посевную. Большая влажность, нужно быстрее отсеяться. Трактора проходимые, рано закрывали влагу, а это залог хорошего урожая. 

Петр Шкудун из Лельчицкого района пахал на Т-74 30 лет назад в колхозе «Дружба». Он признался «СГ», что никогда не забудет эту технику: 

— Гусеничный трактор — сила! Дрожь земли. Его можно только утопить. Для заготовки дров — идеальный вариант. В России такие еще работают в частных хозяйствах. Старожилы рассказывали, как от монотонной работы механизатор уснул за рулем. А трактор на автопилоте перепахал огромный целинный овраг поперек. И это при том, что высота подъема была 45(!) градусов. Такова конструкция техники: низкооборотный двигатель под нагрузку мог ехать с опущенным плугом без пробуксовки. 

ВМЕСТЕ с поколением Т-74 ушло и поколение механизаторов. В немногих хозяйствах еще остались монументы легендарным машинам. В ОАО «Воложинская райагропромтехника» установлен, пожалуй, один из немногих памятников Т-74. Главный инженер Сергей  Гаврис вздыхает : давно уже нет в живых механизаторов этой легендарной машины. 

Александр Мокат из деревни Еремичи Кореличского района работал на ДТ-54, Т-74, МТЗ-50. Трижды, в 1971, 1973 и 1975 годах, побеждал в республиканских соревнованиях. За все победы колхоз каждый раз получал новые трактора. Александра Моката не стало, а дети его продолжили дело отца. Сын Александр — в СПК имени В. З. Царюка на «Беларусе» МТЗ-82, Сергей — водитель самосвала.


Александр ГРУДИНО преподавал дисциплину «Тракторы» в Шкловском лицее. По его словам, в 50—70-е годы район был поделен на четыре сельскохозяйственные зоны. Каждую обслуживала одна из четырех МТС с центрами в Шклове, деревнях Фащевка, Любиничи, Лотва. В каждой МТС насчитывалось до 70 штук Т-74. 

Александр Петрович сам не раз управлял легендарной машиной. В 1975 году проходил практику от Белорусской государственной сельхозакадемии. Отправили его обучаться мастерству вождения железным конем в колхоз «Вперед»:

— Скорость у нашего Т-74 была 7-8 километров в час. Работал с культиватором, прикатывающими катками, с прицепом. Кабина была сделана частично из дерева. Внутри, что на улице, продувало ветрами со всех сторон. Это у ДТ-75 внутри комфортно…

Т-74 работал круглые сутки в поле. Даже ночью, при свете фар. Нагрузка на механизатора большая. Председатели волновались за своих подчиненных — приезжали в поле, проверяли, чтобы «пилоты» не заснули за штурвалом. 

Александр Петрович вспоминает, как однажды заработался так, что света белого не видел. Всю ночь сеял зерновые. Поле около 50 гектаров полностью не смог пройти. Культиватор с захватом всего четыре метра. 

Утром отдал штурвал коллеге и... пешком в деревню Боборки отдыхать (там же располагалось хозяйство). 

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter