В Беларуси развивается высокотехнологичный спорт - гонки на дронах

Дрон выходит на трек

Человек в плотно надвинутых на глаза массивных пластмассовых очках, транслирующих изображение с видеокамеры, едва касается переключателей на джойстике и интуитивно ведет головой в сторону пике. И хотя в целом он неподвижен, в ту самую секунду входит в резкий поворот на скорости за 100 км/ч, забыв про тормоза. Это сцена не из фантастического фильма и не из игры в виртуальной реальности — так выглядят гонки на дронах, или дронрейсинг. Да, коптеры могут не только снимать красивые виды с высоты или патрулировать границы, но и в бешеном темпе нарезать круги по сложно сконструированной трассе на глазах болельщиков. Эта высокотехнологичная дисциплина, мало где еще признанная спортом, развивается и у нас. Бонусом для немногочисленных пока энтузиастов стало недавнее увеличение максимально допустимой мощности передатчика коптера и выделение новой полосы частот.

фото Павла Чуйко

В дронрейсинге не меньше чем от скорости реакции и опыта пилота успех, как и на гонках «Формулы–1», зависит от уровня оснащения. Условно его можно разделить на две части — это сам спортивный дрон, выразительно отличающийся от своих собратьев гражданского назначения, и оборудование пилота. И если джойстик дилетанту и может напомнить пульт банальной радиоуправляемой машинки, то FPV–очки видели очень немногие. Они дают вид от первого лица: в режиме реального времени транслируют изображение с видеокамеры, установленной на дроне, так что и впрямь кажется, что ты мчишься в метре от земли. Как раз высокими скоростью и маневренностью отличаются от бытовых моделей спортивные квадрокоптеры: те модели, что используют наши пилоты, легко выжимают на трассе около 100 км/ч. А рекордсмен среди спортдронов так и вовсе может посоревноваться с иными гоночными автомобилями, перемахнув за 260 км/ч.


Сама же трасса для дронрейсинга вызывает ассоциации уже с другими заездами — известной серии Red Bull Air Race, где легкомоторные самолеты выполняют виражи вокруг расставленных конусов и препятствий. Так же и для квадрокоптеров устанавливают флажки и прочие направляющие, по которым нужно следовать. И чтобы пилот на таких скоростях успевал вовремя реагировать, дрон должен мгновенно откликаться, а картинка с носа «болида» — максимально быстро транслироваться. Поэтому серьезные спортивные коптеры, что предлагаются в продаже, сплошь используют передачу сигнала по частоте в 5.800 мегагерц, и именно эту полосу радиочастот — 5725–5825 МГц — недавно разрешили использовать нашим авиамоделистам и пользователям дронов. Хотя как раз участники подобных соревнований и не покупают готовые решения, раскрывает закулисье нового спорта энтузиаст авиамодельного спорта и один из организаторов первых чемпионатов страны по гонкам коптеров Сергей Казимиров:

— Это пока набирающий популярность спорт, поэтому энтузиастов в нашей стране, которые бы принимали участие в региональных и международных чемпионатах, наберется пару десятков. Но они, как и зарубежные спортсмены, самостоятельно собирают свои модели из заказанных деталей, так что каждый гоночный дрон, по сути, уникален, другого такого вы не найдете. И теперь, с расширившимся списком частот и увеличенным пределом мощности, мы сможем смелее приглашать на чемпионаты страны гостей из других регионов, в первую очередь России, Литвы, не боясь, что возникнут какие–либо вопросы с их техникой. Усложняются и трассы: на них появляется все больше элементов, которые заставляют лавировать в трех измерениях, а не просто лететь на одной высоте. Это повышает требования к мастерству пилотов, но делает заезды более зрелищными. Всего в дронрейсинге сейчас активно участвуют около 20 стран, и буквально за последний год просто невероятно прибавили участники из Китая и Южной Кореи. Если прежде они значительно уступали пилотам из Западной Европы и США, то на прошедшем чемпионате мира по дронрейсингу заняли большую часть верхних строчек. Скажем, в Корее развитию этого спорта уделяется большое внимание: в школах работают кружки, где дети собирают и гоняются на коптерах, выделяется финансирование. Мы пока выставить своего пилота на чемпионат мира не можем — последний проводился как раз в Южной Корее, и перелет туда, недельное проживание встали бы в серьезную сумму. Но косвенно сравнивая наших гонщиков с россиянами, которые выступали на чемпионате, видим: у нас были бы шансы зацепиться в списке 16 лучших, что тоже очень серьезный результат.

Возможно, белорусский пилот дебютирует на чемпионате мира по дронрейсингу уже 2018 года, который традиционно пройдет осенью. Пока даже не определена страна, которая его примет, но больше всего шансов снова у Южной Кореи. Кстати, призовой фонд даже первого чемпионата мира, прошедшего в 2016–м в Дубае, составил 1 миллион долларов. Кто знает, может, через пару лет дронрейсинг будет привлекать внимание болельщиков и рекламодателей не хуже «Формулы–1»?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
фото Павла Чуйко


Заместитель председателя Белорусской федерации беспилотной авиации Глеб Бондарик:

— Мы сейчас составляем график соревнования на следующий год и одновременно активно работаем над признанием дронрейсинга как полноценного вида спорта. Наша страна все больше позиционирует себя как высокотехнологичную, у нас есть производства беспилотников, которые сегодня применяются очень широко — и в военных целях, и различными службами, например, спасателями и даже в сельском хозяйстве. Но если техника имеется, то летать некому — назревает проблема с кадрами, и их настоящей кузницей может стать дронрейсинг, если продолжит развиваться. Одно дело — когда речь идет о развлечении, бытовом применении: полетать, поснимать красивые виды с коптера. И другое — если оператор управляет сложной беспилотной системой: ему однозначно нужна высокая квалификация. И спортсмен, усердно тренировавшийся полгода–год, может быть хорошим оператором высокотехнологичных дронов, используемых сегодня во всех сферах народного хозяйства.

Но в связи с климатом тренировки в нашей стране зимой–осенью возможны только в помещении, а в Беларуси нет ни одной закрытой трассы для дронрейсинга. Мы как федерация сейчас просим площади (необязательно бесплатно, но на разумных условиях аренды), которые можно было бы предложить спортсменам для круглогодичных тренировок.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter