Минэкономики: в 2021 году экономика развивалась устойчиво, предприятия работали эффективно

Драйверы стабильного роста

Несмотря на скептичные прогнозы, которые давали различные международные организации в отношении экономики нашей страны, она продолжает динамично развиваться. Как результат — по итогам года ВВП прирос на 2,3 процента. Страна в отличие от многих государств не ушла в локдаун, и производства не останавливались. Это помогло выйти на годовой показатель экспорта в размере 132,5 процента и получить рекордное внешнеторговое сальдо (плюс 3,8 млрд долларов) в первую очередь за счет промышленности и услуг. Все ли удалось выполнить из намеченных планов — об этом в интервью «Р» рассказал министр экономики Александр Червяков.

Со статистикой не поспоришь 

— Александр Викторович, на информационном поле разворачивается дискуссия, насколько успешно сработала экономика в прошлом году. Звучат мнения, будто ВВП замедляется. Что вы ответите на это? 

— Первый год пятилетки завершен. Эксперты и общественность порой скептически воспринимают слова чиновников о том, что очередной год выдался особым. Но про 2021 год по-другому и не скажешь. 

На наших глазах происходило внедрение элементов новой нормальности. Изменившиеся правила игры де-факто упростили мировой рынок со сложной архитектурой экономических взаимосвязей. Естественным образом мышления стал страновой эгоизм, протекционизм и нео­изоляционизм. И дело не только в пандемии. Существуют и другие долгосрочные тренды, способные изменить архитектонику мировых торгово-инвестиционных потоков. Это климатическая повестка, цифровизация всех сфер жизни, геополитическое противостояние между крупными экономическими блоками, практики санкционного давления с целью лоббирования своих интересов и дискриминации конкурентов в государственном масштабе. В результате на интер­уровне стало на порядок сложнее планировать развитие. Точность прогнозов даже самых авторитетных организаций резко упала. Эти объективные факторы усугуб­ляются отсутствием прагматизма в действиях, а следовательно, и предсказуемости наших партнеров. Именно поэтому фокус внимания управленческих элит и «фабрик мысли» крупных экономик смещается к более узким, региональным вопросам. На эти сигналы тонко реагирует бизнес, соответствующим образом адаптируя свои модели и поведение. С практической точки зрения это предпосылка к усилению тренда на замкнутость экономик, что, в свою очередь, ведет к увеличению степени локализации производств и логистики. От такого развития событий выигрывают главным образом местные поставщики сырья и комплектующих. И в этом перераспределении дохода и развитии внутреннего рынка есть определенные плюсы.

Беларусь как малая открытая экономика безусловно учитывает вышеперечисленное, планируя свое развитие. Реализуя приоритетные направления пятилетки, мы максимально задействуем собственные ресурсы, компетенции и потенциал. И разумеется, активизируем работу на емких и привычных для наших производителей рынках ближнего, надежного круга партнеров — России, Китая, ­ЕАЭС. И конечно, будем осваивать новые ниши. В прошлом году нам в целом удалось успешно решить эту стратегическую задачу. 

— Согласно данным статистики, экономика страны по итогам прошлого года выросла на 2,3 процента. Насколько известно, это выше принятого прогноза. Как вы оцениваете данный результат? 

— На первый взгляд динамика кажется умеренной, особенно по сравнению с той, что наблюдалась в первой половине года. Однако здесь следует напомнить, что в отличие от стран — соседей по региону белорусские предприятия продолжали работать, производить продукцию вопреки всплеску COVID-19 в 2020 году. Именно поэтому падение ВВП у нас по сравнению с другими государствами было минимальным. Наша экономика даже с учетом базы сравнения прибавила по итогам двух пандемийных лет больше других в регионе. ВВП Беларуси прирос на 1,6 процента, стран ­ЕАЭС — на 0,7 процента. Экономика ЕС сократилась на 1,5 процента, Украины — на 0,9 процента.

Залог успеха

— За счет чего удалось так хорошо сработать белорусской экономике?

— Фундаментом эффективной работы отраслей в 2021 году стала успешная адаптация бизнес-моделей к неоднозначной внешней конъюнктуре. Этот результат был обусловлен системным подходом в планировании развития в последние годы.

Во-первых, выстроенная система управления позволила быстро мобилизовать ресурсы и внедрить действенные экспортные стратегии. Во-вторых, на настроения предпринимателей позитивно влиял созданный в 2020 году канал поддержки государством бизнеса в условиях пандемии. Практика его эффективной работы снижала уровень тревожности в деловой среде. В-третьих, экономике без преувеличения помогли врачи и устойчивая система здравоохранения. Они сдержали лавинообразный напор пандемии и снивелировали ее влияние на экономику. Как следствие, не было необходимости вводить ограничения на работу предприятий. В-четвертых, сохраненный производственный темпоритм позволил без раскачки осваивать освободившиеся ниши. С готовыми объемами продукции, проработанной логистикой и схемами расчетов мы смогли быстро входить на новые рынки и расширять свое присутствие на традиционных за счет реальных продаж. Об этом свидетельствует динамика экспорта товаров и услуг — прирост более 32,5 процента. Он увеличился фронтально по всем укрупненным товарным группам, в том числе за счет грузовиков, легковых автомобилей, мебели, продукции дерево­обработки, продовольствия и др. По результатам года достигнуто исторически рекордное значение положительного сальдо — плюс 3,8 миллиарда долларов. Во многом рост поставок был обеспечен благодаря неизменной поддержке наших проверенных партнеров из Российской Федерации и Китайской Народной Республики, шире открывших свои рынки для нашей продукции. В результате экспорт в Россию увеличился практически на четверть, составив более 16 миллиардов долларов, и в Китай — на 17,5 процента, приблизившись к 1 миллиарду долларов. Эти направления будем и дальше активно развивать.

— Как известно, маркер эффективности экономики — финансовое состояние организаций. 

— Да. Именно так. Чистая прибыль увеличилась в 2,8 раза к прошлому году. Экономика заработала более 16,1 миллиарда рублей. Рентабельность продаж достигла 8,3 процента. Количество убыточных предприятий сократилось на более чем 18 процентов. Таким образом, налицо значительное улучшение ситуации в реальном секторе.

Проводимые опросы ­НИЭИ Минэкономики также показали, что менеджмент организаций настроен оптимистично и тенденция роста экономики будет продолжена. Руководители предприятий планируют увеличение спроса и выпуска продукции, рост занятости. Интегральный показатель — индекс промышленного оптимизма — в январе положительный и продолжил свой рост. Он на девять пунктов выше, чем в декабре. А с учетом сезонности его значение достигло максимума за более чем 20-летнюю историю наблюдений.

— А если оценивать итоги года в разрезе отраслей, кто был локомотивом?

— Локомотивом неизменно выступала промышленность. Она обеспечила более 70 процентов прироста ВВП. Основной вклад внесли химическая отрасль, деревообработка, машиностроение, энергетика.

Если говорить о развитии услуг, то потенциал здесь использован не в полном объеме. При том, что это сфера, где малыми инвестициями и усилиями возможно быстро добиться большого результата. Но с другой стороны, она более восприимчива к ограничениям для потребителя. Пандемия 2020 года это убедительно доказала. Даже несмотря на то что в Беларуси не вводилось жестких запретов на посещение мест отдыха и достопримечательностей, ковидные страхи сами по себе удерживали людей и туристов от подобной активности. Разумеется, такое поведение негативным образом отразилось на многих секторах сферы услуг. Чтобы не допустить кризисных явлений в отраслях, государство приняло пакет мер поддержки — это Указы № 143 и № 178. Они позволили бизнесу смягчить издержки и пережить большинству организаций пик пандемии. В 2021 году предстояло отыграть падение, обеспечив увеличение вклада сферы услуг в ВВП. В целом эта задача была выполнена. Важно, что плюсовал не только IT, но и другие сектора: торговля, здравоохранение и т.д. Индикатором значительного улучшения ситуации является динамика в общепите — товарооборот вырос на 14,4 процента. Сопоставимо прибавили сектора, связанные с туризмом. Это услуги по временному проживанию, спорт, отдых, развлечения, перевозки пассажиров. 

Эффективная работа отраслей стала надежным фундаментом для экономически обоснованного роста реальных доходов населения. Он составил 102 процента, что также выше прогноза. Прибавка обеспечена за счет увеличения зарплат в реальном секторе и дополнительной поддержки государством бюджетников, в частности, медиков, ковидными выплатами и социально уязвимых граждан. В итоге врачи наряду с айтишниками, шахтерами и банкирами вошли в топ высокооплачиваемых видов деятельности. Среднемесячная зарплата в целом по стране за год составила 1434 руб­ля, в бюджетных организациях — 1142 рубля. Тем самым практически достигнуто соотношение в 80 процентов к республиканскому уровню. 

Для поддержания имеющегося результата и увеличения доходов низкооплачиваемых категорий работников Правительство приняло ряд мер. В мае прошлого года на законодательном уровне установлен новый порядок определения размера минимальной зарплаты — не ниже 30 процентов от прогнозного значения номинальной средней зарплаты по стране. Как следствие, уже с 1 января минималка выросла на 14,3 процента до 457 рублей.

Таким образом, экономика развивалась устойчиво, предприятия работали с прибылью, все социальные обязательства выполнялись в полном объеме. И мы видим, что драйверы роста, способствовавшие достижениям 2021 года, сохраняют свое действие. В январе ВВП вырос на 2,7 процента. В лидерах промышленность и IT-сфера — прирост около 7—8 процентов, транспорт — свыше 5 процентов, торговля — 2,5 процента. Дальнейшая динамика зависит от того, появятся ли прорывные точки роста в других отраслях. Над этим мы вместе с регуляторами и местной властью будем активно работать в текущем году и в перспективе.

Драйверы на завтра

— Какие именно направления вы бы выделили в качестве перспективных, чтобы сохранить и приумножить достигнутые успехи в текущем году?

— Главное направление работы задано приоритетом пятилетки — сильные регионы, — который подразумевает снижение межрегиональной дифференциации. Его достижение потребует эффективных инвестиций в перспективные проекты на конкретных территориях с учетом их потенциала. 

Теоретически формула инвестиционного успеха выглядит следующим образом. Прежде всего нужны свежие проработанные идеи, способные в будущем стать прибыльными проектами. Без них даже в самых благоприятных условиях не получится быстро запустить инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо адаптировать продукт под запросы потенциальных растущих рынков — стран Азии и Африки. Приоритетным для нас был и остается российский: там у белорусских товаров и услуг есть репутация и спрос. И третье слагаемое нашей формулы — доступное финансирование и «длинные деньги». 

На практике для наполнения инвестиционного цикла конкретными проектами необходимо дополнительно задействовать несколько инструментов.

Во-первых, активно реализовывать импортозамещение. В условиях внешних ограничений данное направление приобретает особую значимость. Задача заключается в том, чтобы организовать производство комплектующих и товаров-заменителей с характеристиками не хуже импортных. Тем самым мы обес­печиваем стабильность поставок и повышаем конкурентоспособность реального сектора в целом. Системные подходы к импортозамещению аккумулированы в комплексном плане действий. На уровне отраслей и регионов спланировали работу на год. Произведем около 3 тысяч видов продукции на 25,5 миллиарда долларов. Сформирован перечень из 254 импортозамещающих экспортно ориентированных проектов на 17 миллиардов долларов. В целом сеть таких проектов охватит всю страну, причем не только областные центры, но и районы. Их реализация станет дополнительным вкладом в развитие регионов в среднесрочном периоде.

Во-вторых, провести модернизацию наших предприятий. Программой пятилетки определена достаточно амбициозная задача по росту зарплаты и производительности труда. Очевидно, что без технического перевооружения на основе цифровых технологий достичь программных показателей сложно. Цифрой следует охватить каждый технологический процесс, внедряя роботизированные системы в инструментальное и сварочное производство, разделку металла, покраску и другие процессы изготовления продукции. Необходимо адаптировать к ней бизнес-модели, внедряя аналоги ERP-систем. На таком предприятии работники и техника используются с максимальной эффективностью. Например, использование сварочного робота при изготовлении однотипных изделий может увеличить производительность труда в 5–7 раз. Поэтому сегодня наблюдательным советам на госпредприятиях следует пересмотреть, проинвентаризировать планы развития предприятий и определиться со степенью модернизации производства для достижения соответствующего уровня производительности труда и заработной платы.

В-третьих, обеспечить трансфер технологий и новых продуктов от науки в производство. Уже сегодня следует усовершенствовать и более активно применять инструменты Государственной программы инновационного развития на пятилетку. Требуется нормативно усилить существующие механизмы коммерциализации научно-технических разработок на этапе трансфера в конкретные производства и защиты авторских прав. Для более тесного альянса ученых и промышленников следует на базе одного из институтов НАН отработать механизм сопровождения и инжиниринга научных разработок в опытные образцы для последующего массового производства на коммерческой основе. 

В-четвертых, поддержка бизнеса в реализации его собственных идей и предложений. Для этого необходимы инфраструктура и механизмы продвижения. 

Готовые индустриальные площадки с инженерной, энергетической и транспортной инфраструктурой по принципу «последней мили» — это то, что нужно иметь в каждом регионе, куда хотим привлечь инвестора.


— Не секрет, что в современном мире большую роль играет пиар. Планируете ли более активно рассказывать про истории успеха? 

— Действительно, не менее важная деталь — это пиар успешных историй реализации проектов. В каждом регионе есть примеры, о которых должен знать бизнес. Знакомство с положительным опытом зачастую становится решающим аргументом для людей, которые еще не решились окунуться в эту стихию. Особенно это актуально для молодежи, которую необходимо вовлекать в экономику через стартап-движение. Именно в головах юношей и девушек рождаются свежие, амбициозные идеи. Следует поддерживать начинающих предпринимателей, шире применяя грантовые, финансовые инструменты стимулирования.

— А что касается условий для ведения бизнеса, какая работа проводится в данном направлении? 

— Мы планомерно улучшаем условия для бизнеса. Главный вопрос — снижение издержек предпринимателей. Для этого запущена комплексная работа власти, бизнеса, экспертов, ученых по упрощению админпроцедур и их переводу в электронный формат. На первом этапе уже проанализировали более 500 админпроцедур. Приняты принципиальные решения по оптимизации или сокращению почти 390 процедур. Это треть от их общего количества. Впереди еще два этапа реформы. Главная задача — сократить сроки админпроцедур и документооборот на 75 процентов. А для широкого внедрения цифровых инструментов в процессы взаимодействия государства и бизнеса в структуре Банка развития появилось агентство сервисизации и реинжиниринга. 

И еще. Для наполнения инвестиционного цикла конкретными проектами предусматривается расширение возможностей для доступа к долгосрочным финансовым ресурсам. В краткосрочной перспективе мы решаем данную задачу через имеющиеся инструменты. В частности, по предложению Минэкономики в пять раз возросла поддержка бизнеса банками через кредитные линии в рамках госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство». В текущей пятилетке малый и средний бизнес может рассчитывать на 30,5 миллиарда рублей, в том числе в этом году — на 6 миллиардов рублей. Также есть возможность получить поддержку инвестиционного проекта за счет средств Банка развития при соответствии определенным критериям. Но такого объема ресурсов объективно недостаточно, необходимо искать дополнительные возможности для привлечения «длинных» денег. Над этой задачей сегодня активно работают банки, госорганы, эксперты, ученые. Мы исходим из того, что в перспективе потребности всех участников рынка в капитале для реализации своих инвестиционных проектов должны быть удовлетворены самим рынком, без привлечения льготной господдержки. Активизация долгосрочных сбережений оживит инвестиционную активность, что, в свою очередь, будет способствовать росту экономики и благосостояния граждан.

Разумеется, вышеперечисленным список наших задач не ограничивается. Предстоит углублять сотрудничество с Российской Федерацией в рамках Союзного государства, с нашими партнерами из ­ЕАЭС, Китая и стран дальней дуги. Создавать условия для наращивания экспорта наших товаров на традиционные и новые рынки. Задействовать инструментарий госпрограмм и резервы повышения эффективности государственного сектора для роста конкурентоспособности экономики. Вместе с учеными и отраслями наполнять конкретным содержанием наши проекты будущего. И в конечном счете предлагать новые и координировать выполнение уже принятых мер, чтобы обеспечить успешное достижение приоритетов и выполнение задач пятилетки, которые одобрило VI Всебелорусское народное собрание и утвердил Глава государства.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter