Заглянув в ближайший супермаркет, решила посмотреть, что из “особых” продуктов представлено на наших прилавках. Морские дары — давно не экзотика для гурманов. А вот к таким деликатесам, как улитки и лягушачьи лапки, отношение у массового потребителя настороженное.
— Эти продукты чаще покупают студенты из Китая. Судя по всему, они знают в них толк и готовить умеют, — провела экскурсию у прилавков с продуктами на любителя продавец супермаркета.
Зато белорусская улитка, к которой еще десять лет назад относились с недоверием, сегодня входит в меню многих наших ресторанов. Ее вкусовые качества оценили и европейские гурманы. Заведующий сектором мониторинга и кадастра животного мира Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси Владимир Байчоров считает, что постоянно восстанавливающихся запасов этого вида хватит и грядущим поколениям. По примерным подсчетам специалистов, общая масса улиток, обитающих на территории нашей страны, составляет около тысячи тонн, хотя пару лет назад было в три раза меньше. Добывают в год около 250 тонн. Большую часть отправляют за рубеж, так как почитателей этого деликатеса у нас пока в разы меньше, чем в Евросоюзе.
— “По-королевски”, “по-бургундски”, “по-французски” и “по-итальянски”, — перечисляет мне рецептуры приготовления садовых улиток технолог одного из предприятий-заготовителей Наталья Слизевич.
Интересуюсь, есть ли рецепт приготовления “по-белорусски”.
— Такого пока у нас нет, мы производим продукт, который востребован за границей, а в ресторанах повара предлагают свои варианты блюд. Например, в одном из гродненских кафе готовят улиток с чесночной подливой и гренками.
А вот такой французский деликатес, как лягушачьи лапки, к нам завозится из Китая. При этом ученые утверждают, что у нас есть все предпосылки, чтобы самим заготавливать и экспортировать мясо лягушек. Особенно благоприятны для этого климатические условия Брестчины.
Возможно, не за горами тот час, когда в обычном придорожном кафе где-нибудь на московской трассе нам предложат насладиться драниками с лягушачьими лапками или печеными раками в обрамлении виноградных улиток
Заместитель директора по научной работе Полесского аграрно-экологического института НАН Виктор Демянчик убежден, что при грамотном подходе “лягушачий” бизнес может приносить немалый доход:
— Еще в семидесятые годы прошлого столетия на уровне пленума ЦК КПСС решался вопрос, разводить или нет у нас в промышленных масштабах зеленую лягушку. Но тогда отнеслись к этому бизнесу несерьезно, решив, что выгоднее заняться голубикой и клюквой. Но я считаю, что одно другому не мешает. А пищевые качества мяса лягушки, выращенной в природных условиях, гораздо выше, чем у “невольниц”, которые находились в искусственно созданной среде.
Белорусская улитка сегодня входит в меню многих наших ресторанов
Оказывается, водятся в нашей стране и креветки. В частности, они обитают в озере Белом, которое задействовано как водоем-охладитель Белозерской ГРЭС. Завезли этих ракообразных туда еще в советские времена, но выращивать и заниматься ими в промышленных масштабах пока не представляется возможным.
Больший интерес с точки зрения промышленной заготовки представляет разведение раков. Кстати, в стране для этого имеется и законодательная база. Однако такой бизнес привлекает далеко не многих. Хотя и в выгодность разведения страусов поначалу верили единицы, а теперь страусиные фермы появляются во всех регионах страны. А на агрокомбинате “Приднепровский”, что в нескольких километрах от Могилева, не только успешно разводят экзотических птиц, но и считают, что деликатесы из страусятины можно производить в промышленных масштабах. Это страусиное ранчо славится своими эксклюзивными деликатесами. Директор торговых объектов общепита хозяйства Анатолий Окунев ревностно хранит фирменные секреты приготовления из страусятины польских и итальянских блюд на африканский лад. Это фляки и карпаччо. В перспективе — фуа-гра, ведь страусиная печень ничем не уступает по вкусовым качествам гусиной.
ДЛЯ ЯСНОСТИ
Если есть спрос, почему не предложить
Борис Паньшин, профессор:
— Стоит использовать возможности, чтобы продавать на европейский рынок то, что там востребовано и имеется в избытке у нас. Это не значит, что нужно объявлять программу “Белорусская лягушка”, но чем разнообразнее будут производимые нами продукты, тем выше станет диверсификация рынка. А если учесть, что такие природные дары — это еще и здоровое питание, то вполне вероятно, что и наши потребители со временем перестроят свои стереотипы. К тому же это дополнительный доход для тех, кто хочет подзаработать. Производство продуктов в мировых промышленных масштабах в том же Китае начиналось порой именно с небольших проектов.