Драники по-нашенски

«Индекс драника»: Инфляция в разрезе национального блюда

Корреспондент «Р» решил продолжить эксперимент, начатый еще год назад, и оценить уровень инфляции по специально придуманному «индексу драника».

Официальную инфляцию по итогам 2013 года давно уже подсчитали. Рост цен на товары и услуги в стране заметно превысил прогнозные ограничения, составив 16,5 %. Даже в правительстве признали: это слишком высокая цифра. Считается, когда цены в магазинах вырастают более чем на 10 %, очень сложно делать расчеты любых других макроэкономических параметров.

Никакого лукавства

Говорят, что инфляция — показатель значимый как политически, так и социально. Ведь помимо того, что по нему невольно оценивают качество работы правительства, для населения он показывает, как изменился его уровень жизни, сколько средств из семейного бюджета уходит на оплату предметов и услуг первой необходимости. Рост цен чувствует каждый из нас, и при этом в адрес официальной статистики у граждан бывает немало нареканий. Ведь побегав по магазинам и посмотрев на ценники, большинство белорусов наверняка считают, что цены выросли отнюдь не на 16,5 %, а на гораздо большую величину. Самое забавное, что точно так же относятся к официальным цифрам жители абсолютно всех стран мира, где вообще считают инфляцию. Даже европейцы, у которых она по сравнению с нашей просто смешная, явно недовольны теми показателями, которые, по их глубокому убеждению, «рисует» им Евростат.

Впрочем, никакого лукавства в расчетах инфляции нет, и «математика» Белстата принципиально не отличается от той, что осуществляем мы. Дело в том, что «наборы» тех продуктов и услуг, которые считают граждане, несколько отличаются от тех, которые используют в своей работе представители органов статистики. Для специалистов суть расчета инфляции заключается в том, чтобы «получить изменение цен по фиксированному набору товаров и услуг, а не оценивать изменение стоимости товара за счет количественной составляющей».

Официальные статистические показатели, рассчитываемые Белстатом, отражают экономические явления в среднем по стране, поэтому они отличаются от «персональной» инфляции у каждого человека. Проблема в том, что индивидуальная оценка инфляции гражданами часто основывается на значительном подорожании отдельных товаров и услуг и на личных ощущениях изменения их собственного уровня жизни.

Мясо удержало позиции, а овощи — нет

Почему именно драник выступает у нас в роли «усредненной» потребительской корзины? Дело даже не в личных гастрономических пристрастиях. Это истинно народное блюдо, примечательное тем, что при его приготовлении используются совершенно различные ингредиенты — от муки и кисломолочных продуктов до мяса и овощей. Конечно, оценивать уровень инфляции на основе расчета личного индекса продуктовых цен, исходя из средних цен по нескольким товарным группам, которые мы зафиксировали, походив лишь по нескольким магазинам страны, не совсем корректно, но мы решились на этот эксперимент, скорее, ради любопытства.

За последний год стоимость свинины (кроме бескостного мяса) в стране даже не повысилась, а, напротив, пошла на убыль — мясо подешевело на 2,2 %. Это и неудивительно — стратегический для большинства белорусов продукт в 2012 году столько раз отличился резвым ростом, что ждать дальнейших скачков цен от него было бы, говоря без обиняков, свинством. А вот приготовленные из свинины фарши, напротив, подорожали на 2,9 % (до Br 53,7 тыс.). Это и понятно: при их приготовлении идет расход электроэнергии, используется труд работников. Фарш, он с одной стороны, полуфабрикат, а с другой — продукт с добавленной стоимостью.

Ингредиентом-«рекордсменом» по годовому росту контролируемых нами при составлении «индекса драника» цен оказался картофель. Второй хлеб вырос за год в цене почти вдвое. Если в конце 2012 года в среднем килограмм обходился покупателю в Br 2,2 тыс., то спустя год уже в Br 4,5 тыс. Кстати, это еще цветочки — в середине прошлого года зафиксированная нами средняя цена килограмма картофеля и вовсе превышала Br 5,6 тыс. Но потом вместе с появлением на прилавках картошки нового урожая цены пошли вниз.

На 43 % подорожал репчатый лук, пшеничная мука также стала стоить дороже почти вполовину (на 52,5 %). Щепотка соли пусть и добавляется в блюдо для вкуса, но и она прибавила в цене 16,8 %. Зато подсолнечное масло отметилось дисконтом — сбавило 5,2 %. Но вот сметана, к сожалению, как и большинство молочных и кисломолочных продуктов, в 2013 году стала стоить дороже. Этот продукт, по нашим оценкам, подорожал на 4,2 %.

Рецепт драников прост: два килограмма картофеля, килограмм мясного фарша, два яйца, полстакана муки, 100 граммов лука, соль и перец по вкусу. Вылепленный драник до появления корочки обжаривается на простом подсолнечном масле, в конце, при сервировке блюда, подается сметана. По расчетам получилось, что огромная миска с главным блюдом у нас подорожала с Br 65,5 тыс. в декабре 2012 года до Br 73,9 тыс. в декабре 2013 года.

Это заметно меньше официального показателя, ведь инфляция, по нашим подсчетам, составила всего 12,8 %. Она оказалась явно скромнее итоговых цифр Белстата только по одной причине: слишком уж маленький набор продуктов мы изучали. Хотя справедливости ради стоит отметить, «наша» инфляция толикой ниже того показателя роста цен на продовольствие, который обнародовал статистический комитет. По данным ведомства, продукты питания по итогам прошлого года стали стоить дороже на 13,4 % (декабрь к декабрю).

К сожалению, инфляция по «индексу драника» все равно выбилась за рамки официального прогноза. Как известно, цены на товары и услуги по итогу 2013 года не должны были преодолеть планку в 12 %. В этом году правительство поставило перед собой более амбициозную задачу: не перешагнуть порог в 11 %. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter