Кто и за что убил 14-летнюю школьницу в Вязынке?

Драма на поляне

Жуткая новость ошеломила страну: в лесном массиве недалеко от деревни Вязынка Молодечненского района нашли мертвой девятиклассницу Александру Черемухину. Следы жестокого изнасилования и убийства 14-летней девочки были налицо. Вскоре задержали подозреваемого — 24-летнего знакомого убитой, в одной компании с которым она оказалась в тот роковой вечер. Что же на самом деле произошло в лесном урочище близ деревни Вязынка? Почему трагедию не удалось предотвратить? Какие мотивы двигали убийцей? Ответы на эти вопросы корреспондент «Р» искала, выехав на место событий.


Ни шагу на улицу!

Начать собственное расследование мы решили с Молодечненского районного отдела Следственного комитета.

— Наши следователи работали на месте преступления, сейчас дело по убийству девочки находится в центральном аппарате. Ничего не могу вам сказать по этому поводу, — наотрез отказался от комментариев старший следователь Юрий Богушевич.

Немногословен был и участковый по Вязынке Алексей Трайкович: мол, на месте был, все видел, но ситуацию знает поверхностно, поэтому ничего говорить не будет.

Значит, едем в школу, где училась Саша и где уж наверняка хорошо ее знали. По дороге встречаем двух 9-летних школьниц: погибшую они знали лишь наглядно. Однако после случившегося мамы им строго-настрого приказали: вечером — ни шагу на улицу!

— Сашенька была очень общительная и ответственная. У нее нет ни одного пропуска без уважительной причины. В классе все относились к ней хорошо. Конечно, больше всего она общалась с подружками из Вязынки, с которыми ездила в школу и обратно, — директор Радошковичской средней школы Молодечненского района Инга Великоиваненко рисует портрет девочки. — Нет, в классе она не была лидером. Училась средне, но в меру своих сил и способностей, старалась.

Народная молва и быстрая до новостей пресса, как нередко бывает в таких случаях, неверно расставили акценты. Вместо того чтобы анализировать причастность подозреваемого (24-летнего знакомого девочки из соседнего дачного поселка Ударник) и выяснять мотивы преступления, СМИ начали добивать и без того убитую горем маму Саши. На всю страну раструбили: девчонка росла без отца, мама частенько выпивала, поэтому и недосмотрела за дочерью…

— Да ерунда все это, не слушайте даже! На всю деревню такую маму поискать. Она хотела дать ребенку все, что могла. По достатку это была обычная деревенская семья. И мама, и бабушка (живут они все вместе) работают на кухне в одном из ресторанов округи, — социальный педагог из школы Виктория Пазлевич защищает маму Саши. — Девочка очень любила экскурсии, и мама всегда ее в этом поддерживала. Она без проблем ходила на работу, задолженностей по коммуналке не было. Всегда была на связи, не оставляла без реагирования просьбы классного руководителя.

Даже при скромном достатке девочку хорошо одевали. В свободное время Саша посещала кружки по шитью и рисованию: все это давалось легко и нравилось. А вечера выходных деревенская молодежь традиционно проводила на так называемой «поляне»…

Тело 14-летней Саши было найдено в лесном массиве недалеко от пересечения Вязынки и дачного поселка Ударник.

Подвели до ворот — дальше сама

«Поляной» местные называют условное место встречи молодежи в лесном массиве недалеко от пересечения Вязынки и большого (на 300 домов) дачного поселка Ударник. Чтобы туда попасть, нужно пройти деревню и пересечь железнодорожные пути. За ними — невзрачная тропинка. Идем с фотокорреспондентом по ней. Лес сгущается. Резко выходим на то самое место, где якобы в последний раз видели погибшую. Высокие ворота садоводческого товарищества и ларек. Именно сюда друзья либо знакомый (показания расходятся) подвели девочку в ту ночь. Дальше она шла сама…

Мама ждала ее не позже 23.00, но домой Саша так и не вернулась. Шумиху подняли наутро — развернули поиски. Дядя девочки собрал людей из деревни, в том числе и ее знакомых из компании «дачников». Потом подключились сотрудники милиции, чуть позже — поисково-спасательный отряд «Ангел». Общими усилиями бездыханное тело девочки нашли лишь на третьи сутки. Оно лежало в глубине лесного массива, минутах в 20 ходьбы от поляны. Девочку не просто изнасиловали и задушили. На ее теле специалисты обнаружили многочисленные физические увечья. Местные говорят, что в ее половых органах находились еловые ветки…

На второй день расследования всех участников посиделок задержали и доставили в Молодечненский РОВД. Следователи допросили каждого. Итак, кто же в тот вечер находился на поляне? Три 14-летние девочки, одна 17-летняя девушка и шестеро парней в возрасте от 19 до 24 лет. Как рассказывают участники событий, компания была довольно сбитая, все друг друга очень хорошо знали и встречались не раз и не два. Сравнительно новым человеком среди них был только один — 24-летний дачник. Он был в компании всего две недели. На него и пало подозрение следователей. После ряда прямых и наводящих вопросов он начал давать показания… На данный момент ему предъявлено обвинение в убийстве, совершенном с особой жестокостью. Карается такое преступление высшей мерой наказания.


«Какое еще развлечение в деревне?»

Но какой же все-таки был мотив у подозреваемого? И в каких отношениях он состоял с погибшей? Попытаюсь ответить на эти вопросы. Провожаю взглядом похоронную процессию и выдвигаюсь на место преступления. По дороге встречаю Рому, 20-летнего соседа девочки, который помогал в розыске:

— Мой брат почти ее ровесник. Как-то вечером он исчез из виду, и я пошел его искать. Подсказали, что он на даче в Ударнике. Я зашел в дом, где, предположительно, находился брат, а там — вся эта компания дачников вместе с несовершеннолетними мальчишками и девчонками. На столе было спиртное. За последнее время я несколько раз видел Сашу с этими минскими.

С Ниной и Анжелой, которые пришли проститься с подругой, Саша летом почти не общалась. На поляну одноклассницы никогда не ходили: не хотели водиться с той компанией, они ведь намного старше.

Родной дядя Денис летом видел племянницу каждый день. Она забегала поиграть с его дочкой. Дядя мог иногда поругать племянницу: она любительница поспать до часу дня:

— На этой «поляне» молодежь собирается летом каждые выходные. Уже не первый год они встречаются этой компанией. А с одной девочкой Саша даже зимой встречалась, она из Минска на электричке приезжала.

Среди автомобилей возле дома погибшей заметно выделяется такси. «Я вез мужчину из Радошковичей, хорошо одетого, с цветами, — заинтересовался моим вопросом таксист. — Пассажир разговорился и признался мне, что он отец погибшей. Видно было, что человек переживает, хоть и не принимал участия в воспитании».

…По дороге на «поляну» выходим на железную дорогу. На станции безлюдно. Ловлю момент, чтобы разговорить кассира: «Я работаю на станции двадцать лет, поэтому хорошо знаю и деревенских ребят, и компанию приезжих. Могу сказать, что девочка была досмотрена: мама и бабушка — женщины очень работящие, они вкалывали до седьмого пота, чтобы в семье было все необходимое. А молодежь… да, они частенько собираются на станции. А какое тут им еще развлечение в деревне? Мяч футбольный здесь гоняли, но нетрезвыми их никогда не видела. В ту жуткую ночь дежурила не я, но, по словам коллег, все было как обычно, ничего подозрительного».

Проводить нас на «поляну» вызывается дачник Александр. Он не первый год знал парней из злосчастной компании, да и Сашу встречал нередко:

— Пацаны эти вроде приличные. В футбол с ними постоянно играли. Вечером они то на вокзале «зависали», то на киоске, то около дач. Ребята воспитанные, никогда бы не проехали мимо, не поздоровавшись, а тут — на тебе… А с Сашкой как-то о кавалерах заговорил, так она покраснела: «Нет, дядя Саша, у меня нет парня».


На месте. Почти

Идти до «поляны» от станции минут пять от силы. В уголке для местной молодежи все довольно комфортно: и местечко для костра, и вывернутый ствол дерева в качестве скамейки, и условная танцплощадка. Однако в ночь преступления гуляли на другой поляне: в глубине леса, менее людной. Да и компания тогда собралась намного меньшая, чем обычно, — десять человек. Эксклюзивной информацией с нами поделились две 14-летние девчонки из той самой компании минских дачников.

Говорили они медленно, зажато, с опаской в голосе и глазах. Внешне столичные девчонки выглядели года на два старше своего возраста. Одна из них оказалась в лесу в ту самую субботу...

— Получается, я была одной из последних, кто видел Сашу. Я ушла чуть раньше. Мне потом передали знакомые, что ее провели до ворот, а уже станцию она переходила сама и в деревню шла одна. Мальчиков в компании было чуть больше обычного. Мы их всех давно знали, никаких «подкатов» с их стороны к Саше не было, — вспоминает ту последнюю встречу девочка. — Правда, проскальзывали иногда сальные шуточки типа «Хочу девочку!», причем их отпускал новенький.

Что касается подозреваемого, общения с ним знакомая Саши старалась избегать: ее испугал его внушительный рост, массивные плечи и лысина.

Следствие по делу об убийстве Саши Черемухиной продолжается. Страшно, что независимо от его исхода молодую и талантливую девочку никак уже не вернешь. Правовую точку в этой жуткой истории вскоре поставит суд. Нам остается лишь сожалеть о случившемся и рассуждать о моральной стороне вопроса. Что еще остается делать молодежи в деревнях, как не собираться в шумные компании? Везде ли есть сегодня работающий клуб, танцплощадка, дискотека? Ответы на эти вопросы мы с вами знаем. А вот какая компания попадется, это уже вопрос выбора и дело случая. К сожалению, именно он предрешил судьбу 14-летней школьницы Саши Черемухиной.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей КАБАКОВИЧ, официальный представитель Следственного комитета:

— Сейчас с подозреваемым в убийстве 14-летней девочки проводятся следственные действия. На месте совершения преступления проводилась проверка показаний, в ходе которой он обстоятельно рассказал, как все происходило. Подозреваемый сотрудничает со следствием.

P.S. Мы будем информировать вас о развитии этого дела.

Фото Антонины ХОТЕНКО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter