Драконы жанра,или Не все то «ню», что блестит

Минскую кинотусовку, имея в виду под этим немного затасканным словечком завсегдатаев прохладных столичных кинотеатров, взбудоражил небольшой скандал...

Минскую кинотусовку, имея в виду под этим немного затасканным словечком завсегдатаев прохладных столичных кинотеатров, взбудоражил небольшой скандал. Он не вопиющ, но довольно показателен. Можно даже сказать, что он имеет чисто белорусскую природу, так как в отличие от России и Украины у нас все еще принято заботиться об «облико морале» современного кино и душевном здоровье зрителей. И это, наверное, хорошо. Уж каким способом — это другой вопрос, он, скорее, из области этики, чем профессиональных навыков.


Так или иначе, ситуация проста: во время показа очередного цикла популярного проекта «Киноформат 4х4» из фильма австрийского режиссера Ульриха Зайдля «Импорт–экспорт» без разрешения правообладателя — российской компании «Кино без границ» — было вырезано несколько сцен, скажем так, фривольного характера. В УП «Киновидеопрокат» посчитали, что на неокрепшие умы белорусских зрителей фильм может подействовать не должным образом. Даже элитные зрители Каннского кинофестиваля, где фильм был показан в основном конкурсе, не знали о себе такой заботы. Впрочем...


Эта вольность прошла бы незамеченной, но продвинутые киноманы и пользователи ЖЖ подняли настоящую бурю и возмутились произошедшим. Как утверждают зрители, из–за вырезанных сцен изменился сюжет картины, которой, кстати, экспертно–художественный совет поставил и без того строгое возрастное ограничение — для аудитории старше 18 лет. Однако фильм был еще порезан, о чем зрители, честно заплатившие за билет, не были предупреждены, а это уже нарушение прав потребителей, которые должны получить развлекательную услугу в полном объеме в соответствии с прейскурантом.


В результате российская газета «Новые Известия» опубликовала статью о «новом витке» цензуры в минских кинотеатрах, генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Василий Коктыш, четкий и грамотный профессионал, вынужден приносить извинения за действия подчиненных, а правообладатель фильма, компания «Кино без границ», рассматривает возможность судебного иска. Ведь такое в ее практике уже было. В общем, говоря образно, мы умудрились сесть в лужу даже во время засухи.


Всего этого можно было бы избежать, если соблюдать простую «технику безопасности» в обращении с современным искусством. Во–первых, фильм можно было просто не включать в июльскую программу «Киноформата». Потому что даже при самом поверхностном ознакомлении с ним, а также с многочисленными рецензиями становится понятно, что тема его — торговля людьми, подпольный рынок сексуального рабства и насилия — диктует жесткое художественное решение. И здесь не обойтись только сценами воздушных поцелуев. Нелегальные притоны и бордели Европы, а отнюдь не вишневый сад помещицы Раневской — вот место действия этого безысходного и мрачного сюжета.


Во–вторых, само имя режиссера Зайдля уже говорит о многом. Вместе с коллегой по цеху Михаэлем Ханеке и лауреатом Нобелевской премии, автором «Пианистки» Эльфридой Елинек Зайдль — один из самых яростных и неудобных представителей современной австрийской культуры. Что стоит за этой яростью и «неудобностью» — настоящая художественная позиция или позерство, тоска от пресыщенности материальными и духовными благами старушки Европы, — каждый зритель волен определять для себя сам. Однако очевидно, что даже в запахе свежескошенной травы Зайдль отыскал бы патологию. Предыдущий фильм режиссера «Собачья жара» рассказывал о тяготах городской жизни в герметично замкнутом пространстве мегаполиса. Приятного там тоже было мало...


В–третьих, не любители дешевой «клубнички» ходят на «Киноформат», зрители этого проекта, можно сказать, профессионалы. Тем более что сегодня в дневном телевизионном эфире можно увидеть такое, от чего волосы встанут дыбом и никакие ножницы цензуры не достанут.


В данном конкретном случае встает вопрос об уважении к зрителю как со стороны художника, так и со стороны существующих художественных советов и экспертно–художественных комиссий, которые никак не могут поверить в то, что зритель сам может разобраться, что есть искусство, а что нет. «Дом–2», «Комеди клаб», «Аншлаг», «Кривое зеркало», в очередной раз и наверняка с успехом показанная «Бригада» своей рутинной и обыденной пошлостью приносят, по–моему, гораздо больший вред, чем иные образцы авторского европейского кино. Они ежедневно вдалбливают в головы многомиллионной аудитории совершенно плоские идеи, отупляя своей доступностью. Просто пошлость здесь усреднена, обесцвечена, бесталанна, а потому и не блестит на солнце, как голая лодыжка.


Но со времен выставки абстракционистов в Манеже 1 декабря 1962 года и до недавнего скандала с выставкой «Соц–арт» и его «Целующимися милиционерами» бдительные цензоры готовы к команде «фас».


Несколько сцен «ню» в финале спектакля «ДК Данс» минского режиссера и актера Славы Иноземцева, чей театр «ИнЖест» давно и заслуженно пользуется устойчивой экспортной репутацией, когда–то на годы лишили его репетиционной точки и возможности вообще работать в столице. Театр с именем вдруг оказался никому не нужен. От него шарахались как черт от ладана, после того как было написано гневное письмо в инстанции. К счастью, прошло время, конфликт улегся...


Вероятно, широта взглядов нарабатывается с годами. И должно пройти еще много времени, чтобы мы наконец, влившись в европейское культурное пространство, поняли: не все то «ню», что блестит...

 

На снимке: Героиня фильма «Импорт-экспорт» приходит к краху в погоне за европейской мечтой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter