Колокола секли плетьми, ссылали в Сибирь, им вырывали языки, а они звучат…
Раньше опыт звонарского мастерства передавался из поколения в поколение. Но всего лишь за несколько десятилетий активной борьбы с традициями и «царским укладом» были уничтожены десятки тысяч храмов. Вместе с ними на долгие годы исчезло и искусство колокольного звона. Сам звон был запрещен в течение полувека.
Возрождение канонического православного звона в Беларуси началось сравнительно недавно. Первый выпуск школы звонарей, открытой Минским епархиальным управлением при храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», состоялся всего лишь семь лет назад. Среди выпускников школы был и Богдан БЕРЕЗКИН, который сейчас ее возглавляет.
— Обучение на звонаря в школе длится четыре месяца, в течение которых студент, кроме практических занятий, проходит ряд теологических предметов, сольфеджио, церковно-славянский язык, — говорит Богдан Владимирович. – Человек, возжелавший овладеть искусством колокольного звона, становится на первую ступеньку церковного служения. Так, промыслом Божиим, изменилась и моя жизнь. Учась на пятом курсе Белорусской государственной академии музыки, я был прихожанином храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». И когда перед открытием школы звонарей в храме выставили для освящения колокола, решение пришло ко мне мгновенно, и 26 января 2000 года я стал студентом первого набора школы. А в марте 2003 года владыка митрополит благословил меня стать директором школы. Если честно, учась в консерватории, не думал, что смогу совмещать баян и колокола.
Вообще же, как говорит Богдан Владимирович, секрета как такового в звонарском деле нет. Человек просто должен любить свое дело. Кто-то постигает мастерство сходу по тому же принципу, как этому обучали в старину, то есть «делай, как я». А кто-то пропускает все через разум, раскладывая звон по деталям.
— Особую роль в нашем мастерстве играет молитвенное состояние души, — говорит Богдан Березкин. — А приемов в колокольном звоне немного, но, чтобы их освоить, необходимо постоянно заниматься. Для этого у нас оборудован специальный звонарский класс, где проходят практические занятия.
Русский православный звон, которому обучают в школе, по словам специалистов, значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Это поистине уникальная традиция, имеющая под собой более чем тысячелетнюю историю. Если звоны Западной Европы в первую очередь мелодия (карильон-колокольный орган), то православный звон – это ритм, тембр, гармония и характер. Звонарь, благодаря внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию обертонов своих колоколов и владению техникой исполнения, на основе устава, молитвы и личного мировоззрения может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного богослужения.
— Существует 4 вида канонического звона: благовест, водосвятный перезвон, погребальный перебор и трезвон, — рассказывает директор школы. – Например, трезвон – самый яркий звон во все колокола. Он не ограничен никакими каноническими рамками. Именно в нем проявляется все мастерство звонаря.
— Последний этап обучения – практика на колокольне?
— Звонарь обязательно должен звонить к богослужению и во время него. Во время обучения мы бываем на колокольнях других храмов. Учимся мы на колоколах, которые установлены идеально, но на практике каждая колокольня – открытие и новизна. Голос храма зависит не только от мастерства звонаря, но и от архитектурных особенностей колокольни, от качества и количества колоколов, от места расположения храма.
— У всех ли мастеров колокол звучит одинаково?
— Казалось бы, бронза остается бронзой, а настроение и характеры людей, поднимающихся на колокольню, порой делают голоса одних и тех же колоколов совершенно разными. Недаром же в летописях сказано, например: «Надрывно гудели колокола, когда Батый шел на Русь». В старину колокол считали живым. Это связано в первую очередь с его символикой. Он символизирует глас Божий. Часто колокол не хотел звонить, словно специально разбивался, когда его увозили из родного храма. Существовал даже обряд наказания колокола, когда его секли плетьми. Так, в Витебске в XVII веке ударили в вечевой колокол и подняли восстание. После подавления мятежа колокол первым делом высекли, потом ему вырвали язык, а затем разбили. А вот колокол из Углича был сослан в Сибирь, где он находится до сих пор, дабы не возмущал людские умы. Да и когда Иван III покорил Новгород, он велел снять вечевой колокол и отвезти его в Москву как знак покорения Новгорода.
— Часто ли среди звонарей встречаются женщины?
— Как-то, вручая свидетельства об окончании школы, владыка Филарет сказал, что раньше на колокольнях командовали длиннобородые старцы, а сейчас их сменили юные девы. Нет никакого канонического запрета на то, чтобы женщина была звонарем.
Справка «Р»
25 января в школе звонарей Минского епархиального управления Белорусской православной церкви состоялся 14-й выпуск мастеров колокольного звона. Со дня открытия, в 2000 году, школа подготовила 108 специалистов колокольного звона. Однако этого количества недостаточно для того, чтобы удовлетворить все поступающие от храмов заявки на звонарей. Выпускники школы работают в Беларуси, России, Украине, Латвии
и Польше. Они становились лауреатами престижных международных фестивалей и конкурсов в Ярославле, Кишиневе, Полоцке, Минске, Свияжске, Москве.
Кстати
До VII века для созыва верующих к богослужению применяли била и клепала. Била — это деревянные доски, а клепала — железные или медные полосы, согнутые в полукруг, по которым ударяли специальными деревянными палками. И только во второй половине VII века стали появляться колокола.