Дознание пассажира Кардычкина

В общественном транспорте Бреста почти перевелись "зайцы".
В общественном транспорте Бреста почти перевелись "зайцы".

По крайней мере такое впечатление создается у тех, кто ежедневно ездит в автобусах и троллейбусах. Вредную популяцию контролеры "истребили" за несколько последних лет. Нынче водителям троллейбуса, например, не надо предупреждать пассажиров о том, что на линии работает контроль. Все и без того знают, что контролеры и милиционеры на линии присутствуют всегда и любая попытка прокатиться задаром даже одну остановку может обернуться материальным наказанием.

Тем более показалась поразительной статистика, доказывающая, что "зайцев" в Бресте, несмотря на регулярные облавы, из года в год становится все больше. Не оттого ли, что множатся бригады "охотников", а в их сети частенько попадает пассажир, ставший "зайцем" поневоле? Не успел в толчее прокомпостировать талон. По рассеянности вместо троллейбусного пробил автобусный. Оказался без билета, потому что не смог его купить даже у водителя. Задумался, заговорился, наконец! Подобные отговорки на контролеров воздействия не имеют. Ты - безбилетник, значит, придется раскошелиться.

В похожей ситуации оказался пенсионер из поселка Видомля Каменецкого района Гарий Дмитриевич Кардычкин. Возвращаясь из Бреста, он встретил в рейсовом автобусе знакомого, к которому пересел, поменявшись местами с его соседкой. Заодно обменялись и билетами. Но женщина вышла из автобуса задолго до Видомли вместе с билетом Гария Дмитриевича. Тут и нагрянули контролеры. Пенсионера, оказавшегося с чужим билетом, обвинили в нечестности. Мол, купил билет за 5 копеек, а проехать решил на рубль!

Заступничество других пассажиров оказалось напрасным. Кардычкина (кстати, председателя совета ветеранов Каменецкого района, бывшего председателя Видомлянского сельсовета) контролер Каменецкого автопарка N 9 Зоя Коляда не пожалела. Хотя прекрасно знала Гария Дмитриевича - живет с ним по соседству в той же самой Видомле.

После пережитого пенсионер слег, но, поправившись, подал на обидчицу в суд, предъявив иск на 105.000 рублей в качестве возмещения морального ущерба. Почему именно на такую сумму? В суде истец пояснил, что именно столько он потратил на лекарства, чтобы сбить давление, успокоить сердце. Судье Каменецкого районного суда Николаю Андрейчуку пришлось решать трудную задачу. Формально контролер была права - у Кардычкина не было на руках нужного билета, но на самом деле за проезд он заплатил, в чем можно было убедиться, взглянув на посадочную ведомость, которая имелась у водителя. В этом документе был указан номер пенсионного удостоверения Кардычкина, по которому проездной документ приобретался в кассе Брестского автовокзала. Понимая, что решение вопроса в пользу любой из сторон лежит в плоскости соотношения таких понятий, как законность и справедливость, судья поступил мудро - повел разбирательство так, что оно закончилось публичным извинением контролера перед пенсионером, который аннулировал свое исковое заявление.

Стороны пошли на мировую, что в подобных ситуациях случается редко. Контролер, облаченный властью и вооруженный инструкцией, как правило, берет верх. Начальник отдела сбора выручки и контроля Брестского троллейбусного парка Светлана Лойко рассказала мне, что ежегодно ее подчиненным приходится судиться с пассажирами по два-три раза. На ее памяти не было случая, чтобы подобные споры решались в пользу истца, ведь служебная инструкция предоставляет контролеру право самому на месте решать, стоит наказывать пассажира, оказавшегося по недоразумению без билета, или нет.

Есть еще один неблагоприятный для пассажира фактор. Не всегда контролерами становятся люди, пригодные для этой службы по психологическим параметрам. Кичась показной принципиальностью, они и слышать не желают о презумпции невиновности пассажира. А "зайцу" поневоле доказывать свою правоту хлопотно и бесперспективно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter