О политической ситуации в Чехии

Дожить до Соботки

Парламентские выборы прошли в Чехии в октябре, а правительства все еще нет. Но если сойдутся звезды и настроения президента Милоша Земана, то сегодня страна может получить если не все правительство, то хотя бы премьер–министра. Председатель победившей на выборах Социал–демократической партии Богуслав Соботка призывает президента не медлить, а назначить его премьер–министром сегодня.


Но Милош Земан, показавший себя за последний год политиком своенравным и частенько выходящим за рамки обозначенных в Конституции полномочий, медлит и перед официальной встречей с будущим (если следовать Основному Закону страны) премьер–министром собирается провести пресс–конференцию, на которой расскажет о своем видении текущего политического момента. Во время встречи Соботка должен представить президенту коалиционный пакт, уже подписанный руководителями трех партий, которые будут формировать правительство. У коалиции, в которую входят Социал–демократическая, Христианско–демократическая партии и движение «АНО» 111 из 200 мест в парламенте. Как только президент этот пакт подпишет, страна получит и премьер–министра, и правительство. Но не все так просто.


Во–первых, у Милоша Земана к Богуславу Соботке личная неприязнь. В 2003 году, когда Земан еще состоял в Социал–демократической партии, товарищи во главе с Соботкой не поддержали Земана в его намерении баллотироваться на пост президента страны (тогда президент выбирался парламентом). Позже он из партии вышел, президентом на первых всеобщих выборах в прошлом году стал, но старые обиды не забыл. А ведь фактор личностных отношений в политике еще никто не отменял. Особенно в случае с Чехией, которая является парламентской республикой, и у премьер–министра полномочий фактически больше, чем у президента. Кстати, одна из причин начавшегося летом и все еще не закончившегося политического кризиса — именно то, что президент фактически превысил свои полномочия, проигнорировав мнение парламента и назначив премьер–министром Иржи Руснока. Правительство Руснока, само собой, официальной поддержки парламента не получило, зато страна получила новые выборы, а в результате их и новый политический расклад, который президенту Земану не слишком пришелся по душе. Как не пришлись ему по душе некоторые кандидаты в министры, и он уже намекнул, кого не хотел бы видеть в правительстве. Среди тех, кто не нравится президенту (он говорит, что не уверен в их профессионализме), — кандидаты на должность министра иностранных дел Любомир Заоралек, сельского хозяйства Мариан Юрецка, обороны Мартин Стропницкий и правам человека (да, есть в Чехии и такая должность) Иржи Диенстбиер.


Однако самые большие диспуты (причем не только в политических кругах, но и во всем обществе) вызывает кандидатура на пост министра финансов (и по совместительству вице–премьера) Андрея Бабиша, лидера движения «АНО». В непрофессионализме его не обвиняет даже Милош Земан: словак по происхождению и сын чехословацких дипломатов Андрей Бабиш — один из самых богатых людей Чехии, основатель и владелец одной из крупнейших компаний «Агроферт» и медийный магнат (в его руках несколько популярных СМИ, за что его все чаще сравнивают с Сильвио Берлускони). Многие наблюдатели сходятся в том, что конфликт интересов в случае назначения Бабиша министром финансов неизбежен: как, мол, на таком посту не порадеть родной фирме? К тому же и сам Бабиш говорит, что рассматривает управление государственными активами как управление фирмой — принципы те же самые, только масштаб иной. Другой важный для Чехии вопрос — справка о прохождении процедуры люстрации. Чтобы стать министром, нужно принести документ, подтверждающий, что во времена коммунистического правления (1949 — 1989) не сотрудничал с органами безопасности. Бабиш, которого многие в таком сотрудничестве как раз подозревают, говорит, что необходимость представлять такую справку его унижает: сам–то он знает, что не сотрудничал. На самом деле закон о люстрации (о нем я расскажу подробнее как–нибудь в другой раз) многим нынешним политикам не нравится, и в связи с историей Андрея Бабиша все громче раздаются голоса, призывающие его отменить.


Конфликт интересов усматривают и в другой кандидатуре: на пост министра охраны окружающей среды выдвинут Рихард Брабец, председатель наблюдательного совета крупной химической компании. Химическое производство до сих пор нигде и никогда окружающую среду не улучшало, но, возможно, в Чехии смогут изобрести оригинальную формулу для этого?


Наблюдатели сходятся во мнении, что президенту Милошу Земану выгодно слабое и не слишком дееспособное правительство: потому что только при таком правительстве и в моменты политического кризиса (как сейчас) президент обладает реальной властью. Так что ждите новых кризисов.


Советская Белоруссия №4 (24387). Пятница, 10 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter