Тревога, страх, изоляция — как специалисты помогают пациентам справиться с таким состоянием

Доверься профессионалам

Высокую нагрузку в ковидные пики испытывали не только инфекционные стационары, но и психологическая служба. Корреспондент подежурила с психологом на телефоне доверия Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» и узнала, как посредством связи пациентам с ковидом и другими проблемами помогают снять кризисное состояние.


Телефон доверия в центре не умолкает ни днем ни ночью. Весной и осенью звонков больше. Обращаются пациенты с психическими расстройствами либо предрасположенностью к ним. Часто звонят люди накануне праздников, когда обостряются чувства одиночества и изоляции.

Беседуем с психологом Викторией в перерывах между звонками. Виктория — это псевдоним. Специалистам телефона доверия нельзя разглашать личные данные. Звонки поступают из Минского района и других регионов Беларуси. За экстренной психологической помощью по Viber и WhatsApp обращаются из-за рубежа.

Виктория снимает трубку. На связи женщина. Запрос масштабный — спасти сына от наркозависимости.

— У него наркомания пять лет. Не знаю, что делать, куда обращаться, — на том конце в голосе боль и тревога.

Вика включается поддержкой и активным слушанием. С помощью вопросов возвращает абонента к его собственному состоянию.

— Мать сосредоточена на сыне, — поясняет после звонка психолог. — Она собой не занимается. Это сложные абоненты, так как одержимы идеей спасения другого человека. А спасти того, кто не хочет быть спасенным, невозможно. Нам важно прояснить готовность зависимого принять помощь. Порекомендовала ей, как правильно разговаривать с сыном.

На экране компьютера сектора, обозначенные разными цветами. Поступающие запросы психолог кодирует в таблице. Виктория рассказывает о популярных проблемах:

— Чаще звонят наши постоянные абоненты. Это люди с психическими расстройствами. Недавно обращалась Ирина. У нее шизофрения. Пока не подействует лекарство, Ирина слышит голоса. Их может заглушить только реальный голос. У нас договоренность на 10 минут общения в день.

Тревожные, депрессивные состояния, панические атаки и психосоматические расстройства — число таких обращений тоже увеличилось за последнее время. Среди причин — семейные проблемы и конфликты.



— Телефон доверия — способ получения помощи для людей, находящихся в кризисной жизненной ситуации, — обращает внимание Виктория. — Это нетипичное событие, которое вызывает состояние дезорганизации у человека.

Отдельная категория — звонки, связанные с ковидом. По словам психолога, в начале пандемии коварный вирус вообще вызывал большую тревогу. Люди не знали, что происходит, с чем они сталкиваются. Было много противоречивой информации. Общий фон — тревожное состояние. Абонент знает, что у него есть сопутствующие недуги, и опасается, что течение болезни может быть непредсказуемым. Все это повышает уровень тревоги. Очень часто у таких клиентов панические состояния. Плохо спят, у них пропадает аппетит.
Самая важная техника работы на телефоне доверия — активное слушание. Психолог проясняет состояние, используя эмпатию, паузы, отзеркаливание абонента. Это помогает сориентироваться в том, какую помощь необходимо оказать. В случае паники специалист обучает техникам релаксации.
— Если клиент сам болеет, важно прояснить, что с ним происходит, какое лечение он применяет, — рассказывает Виктория. — Действительно ли тревога, которую испытывает звонящий, адекватна его состоянию. Важно вернуть абонента в реальность. Одновременно это поддержка и успокоение. Необходимо, чтобы человек эмоционально отреагировал на то, что с ним происходит, и вернул чувство контроля над ситуацией. Если он столкнулся с потерей, то следует отреагировать на его состояние. Понять, как долго длится горевание, есть ли точки опоры и поддержки. Если более трех недель, то уже могут быть депрессивные процессы. Рекомендуем обратиться к психотерапевту за медикаментозной поддержкой.

Раздается очередной звонок. Женщина в панике. Она регулярно переживает домашнее насилие. Жалуется на преследование соседа. Избиения. Выясняется, что когда-то она страдала от рукоприкладства отчима. Сценарий повторяется. Виктория проясняет, что с ней происходит. Поддерживает. Рекомендует обратиться в милицию и к специалистам, работающим с жертвами насилия.

Обращаются и люди с суицидальными наклонностями. Виктория поясняет:

— У них тоннельное видение: перед ними только один выход из проблемы. В ходе беседы мы расширяем этот диапазон. Здоровые компоненты психики дают человеку возможность набрать номер телефона, чтобы остаться в жизни. Когда они перестают срабатывать, к нам уже не звонят.

Обычно консультация длится около получаса. За это время острое состояние стабилизируется. Важно еще, чтобы абонент не впал в зависимость от телефона доверия, отмечает психолог:

— Если человек пристрастился к нашей службе, но при этом у него сохранились здоровые компоненты личности, которые могут помочь изменить ситуацию, мы ориентируем его на врачебную терапию. Телефон доверия может быть эффективен только в остром состоянии.

kosiykova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter