Актриса Купаловского театра Тамара Миронова — о первых съемках в кино в 50 лет, народном признании и мечтах

«Доверие зрителя нельзя подвести»

Приму Купаловского любят зрители всех поколений. Театралы отмечают спектакль «Паўлiнка», где нет места грусти и плохому настроению. Киноманы благодарят за великолепную игру в фильмах и сериалах. А ведь роли у нее чаще не главные, но от того не менее ценные. «Королева эпизода», как называли в свое время звезд советского кинематографа Фаину Раневскую и Рину Зеленую, у нас своя. В искусстве Тамара Миронова более полувека, однако путь ее не выстилали розы — всего пришлось добиваться самой. Родилась в Литве, корни  — в России и Беларуси, к которой приросла и сердцем, и душой. Как складывалась жизнь в искусстве и вне сцены, актриса рассказала без прикрас. Наш разговор — о пути в профессию, съемках в кино, куда Тамара Васильевна пришла после 50, и близких, которые всегда остаются за кадром.

В Беларусь привела судьба

— В детстве вы обожали радиоспектакли, мечтая об актерской карьере. Однако образование получали в педагогическом вузе Вильнюса. Как это вышло?

— История простая: меня, как и сотни желающих, не приняли в театральный. По странной причине. В приемной комиссии просто сказали: «Сдвиньте зубы, у вас беда со свистящими звуками, и приходите поступать на следующий год». От отчаяния даже сходила к стоматологу, который, услышав проблему, только улыбнулся. Тогда и решила: пойду в педуниверситет на факультет русского языка и литературы. Хоть и писала я с ошибками. Вообще, с некоторыми школьными учителями у меня как-то не задалось. Вот, думаю, и посмотрю, чему этих педагогов учат, раз с театральным не повезло. А в глубине души надеялась: судьба выведет на правильный путь. Диплом филолога, к слову, так и не получила, потому что к тому моменту уже работала в театре. Но навсегда изменила свое мнение о профессии педагога. Мне встретились прекрасные учителя.


— А как попали в нашу страну?

— В Даугавпилсе я училась в театральной студии. Так случилось, что на гастроли в город приехал театр из Бобруйска. Руководители пришли в студию набирать актеров в труппу. Худсовет меня одобрил. Как сейчас помню: в шесть утра сошла с поезда на вокзале, а в 19:00 уже вышла на сцену Могилевского областного театра драмы и комедии Бобруйска играть в спектакле «Веселый тракт». Полностью пьесу даже не успела прочитать, но благодаря партнеру, который по сценарию играл моего возлюбленного, справилась. Правда, не без происшествий. В начале спектакля мне нужно было выйти на сцену и сказать всего одну фразу, а я ее постоянно забывала. Стоя за кулисами, раз за разом смотрела в текст, но, как только отрывала глаза от бумаги, слова вылетали из головы. Кое-как все же вышла и сказала. И — пошло. Около 15 лет работала в Бобруйске. Сначала жила у мамы одной актрисы. Ютилась в комнатке, напоминающей кладовку, без окон, но ущемленной себя не чувствовала. Наоборот, сбылась мечта! Три года летала на крыльях, постигала профессию, играла все, что предлагали. Каких только ролей не было — в комедиях, трагедиях, глубоких постановках и тех, что попроще, на злобу дня. А потом меня пригласили в Минск.


— Решение переехать в столицу далось тяжело? Это же, по сути, новая жизнь.

— Может, и не решилась бы, но в Минск пригласили молодые режиссеры Николай Трухан и Виталий Барковский, которые мечтали создать свой театр. Тогда, в конце 1980‑х, в Минске появлялось много театров-студий. Это был новый взгляд, новый подход к творчеству. Несмотря на то что в Бобруйске осталась квартира и мне предлагали лучшие роли, обещали звание, решилась уехать вместе с дочкой. Все получилось. Сначала театр-студия работал как экспериментальный, затем получил статус городского театра под названием «Дзе-Я» (сейчас Новый драматический театр. — Прим. ред.). За 10 лет работы в нем серьезно расширила свой актерский диапазон, попробовала себя как ассистент режиссера, а после того, как ушел из жизни Николай Трухан, даже некоторое время исполняла обязанности худрука.


— Была еще работа в театре «Вольная сцена» при Белорусском союзе театральных деятелей, но главная для вас — сцена Купаловского театра, которому верны без малого четверть века.

— Так и есть, причем именно здесь сыграла множество ролей в классическом репертуаре — по произведениям Коласа, Ожешко, Дударева и, конечно, Купалы. В знаменитой «Паўлiнке» мне досталась роль Агаты «Тудэма­-Сюдэма», которую играю до сих пор. Спектакль признан национальным достоянием нашей страны, что для меня огромная гордость. Играю в нем более 20 лет, но от образа своей героини не устала. Впрочем, люблю и другие роли. Из последних — в спектакле «Апошнi атракцыён». Он рассказывает о том, что в любом возрасте нам нужны понимание и сочувствие. Пользоваться популярностью у зрителя всегда непросто. Так, за многие годы работы осознала: секрет успеха любой постановки в честном к ней отношении. Мы работаем, отдавая себя без остатка. Зритель чувствует это и отвечает взаимностью.

Главная сцена

— Здесь же, в Купаловском, в 2022‑м получили главную награду — звание народной артистки Беларуси. Нагрудный знак вручал ­­Президент. Эмоции захлестывали?

— Еще как! Но волнения не показывала.  
Получить звание народной артистки, слова признательности от Главы государства — большая честь. Раньше небольшие огрехи в работе на сцене могла себе простить, понимая: есть менее удачно сыгранные спектакли и это нормально. Теперь опустить планку не имею права. Доверие зрителя нельзя подвести.
Как-то даже вспоминала историю. Когда меня не приняли на актерский факультет, села в парке напротив театра и подумала: «Я все равно буду на сцене!» Видимо, так сильно этого захотела, что сбылось все в гораздо большем размере, чем мечтала. Верить в себя — вот что главное.


— Говоря о Купаловском, нельзя не упомянуть и грустные страницы его существования. В 2020‑м часть труппы покинула театр по политическим мотивам…

— События трехлетней давности нам, актерам, которые решили остаться, буквально ударили под дых. В труппе оставалось около 10 человек, сплошь старшее поколение. Как играть спектакли? До сих пор не понимаю, как мы справились. Благодаря Ольге Нефедовой (ныне худрук Купаловского театра. — Прим. авт.) восстановили «Паўлiнку», «Чорную панну Нясвiжа», «Вечар». Искали таланты в театральных институтах, даже пригласили выпускников московских театральных вузов. А что делать с белорусским языком? Ребята им не владели, но очень хотели работать в нашем театре, поэтому трудились день и ночь и постепенно «мову» освоили. С приходом в театр режиссера Даниила Филипповича появились новые постановки. Одни из самых громких — «Наш космос», «Жанiцьба». Сейчас театр работает в полную силу. У нас аншлаги и невероятно сплоченный коллектив, на который всегда можно положиться.

— Говоря о тех, кто бросил театр, да и страну, вы не думаете, что всему виной отсутствие патриотизма? Для молодого поколения, да и тех, кто постарше, понятие «любовь к Родине» уже не имеет того глубокого сакрального смысла, который был, например, во времена СССР?

— Да, и на это повлияло поклонение Западу. Но как мы это допустили? Помню, бывала на гастролях в Англии, Франции. Там же другой менталитет. Во главе угла — деньги и удовольствия. Больше никого ничего не волнует.  
Возвращаясь с гастролей, мы целовали землю в аэропорту, настолько были рады оказаться на Родине! Теперь, когда наши люди осознали, во что были втянуты, пора двигаться дальше — продвигать наше, белорусское, и гордиться достижениями своей страны, а не перенимать чужие установки. Сегодня боремся с тем, что натворили, но ошибки предстоит исправлять не один год.  
Пройдешь по улице — огромное количество витрин с иностранными названиями. Мы будто забыли, в какой стране живем и на каком языке разговариваем. Почему нельзя написать «магазин» вместо «супермаркет»? Это мелочи, но из таких мелочей складывается жизнь. Виноваты мы все, в том числе деятели культуры. Вот, допустим, какие картины чаще всего показывают в кинотеатрах? Боевики, фантастику, фильмы ужасов. Чему может научить такое кино?


— Согласна, но, может, дело не только в жанрах? Доводилось слышать мнение: без профессионального образования в искусстве делать нечего, потому что плохой актер не может «сделать» талантливое кино. А ведь в российском кинематографе много актеров без корочки.

— Отсутствие классического актерского образования мне, например, не помешало. Учиться важно и нужно, но это только основа профессии. База. Могу сказать на своем опыте: когда посещала занятия в театральной студии Даугавпилса, к нам приезжали известные московские педагоги, преподавал великий режиссер и автор книги по актерскому мастерству Петр Ершов. Мы впитывали информацию как губка и бесконечно работали над собой. Это желание совершенствоваться и стало залогом успеха! А все, чего не хватило, я отточила на профессиональной сцене. При этом знаю актеров с двумя дипломами, которые не остались в профессии, хотя имели многообещающий старт.

Камера, мотор

— Сами вы в кино попали в 50 лет. Серьезный возраст для «начинающего» актера. Помните первые ощущения на съемочной площадке?

— Да, такое вряд ли забудешь. В конце 1990‑х меня пригласили на эпизодическую роль в комедийный сериал «Ускоренная помощь» — такой предшественник «Интернов». Конечно, работа серьезно отличалась от того, что делала на сцене. В первые минуты на съемочной площадке была где-то даже растерянность, и режиссер мог сказать: «Это не театр, давай попроще», но дальше удалось собраться. Посмотрела, как работают партнеры, — и вперед. Работа в кино — другой аспект нашей профессии, но очень интересный. Если есть возможность в нем себя попробовать, отказываться нельзя ни в коем случае.


— Какая самая большая актерская удача в вашей жизни? Многие считают, что роль Кучерихи в военном фильме «Франц + Полина».
— Действительно, роль потрясающая. Моя героиня — скромная, мягкая, но сильная женщина, которая не озлобилась сердцем. Для съемок фильма режиссеру и команде пришлось создать белорусскую деревню, а затем сжечь ее. Помню, актеры буквально плакали, видя, как это происходит.
Ведь, несмотря на то что со времен Великой Отечественной прошло около 80 лет, равнодушно наблюдать за тем, как уничтожаются в огне деревенские хаты, невозможно.

Самый трогательный момент, считают зрители, когда Кучериха слышит голоса умерших сельчан. Это реальные голоса бабушек. Я разговаривала со старожилами ближайшей деревни, а они в какой-то момент просто забывали, что я актриса. Команда использовала эти записи разговоров — и получилась такая невероятная проникновенность. С режиссером картины Михаилом Сегалом потом работала еще несколько раз в других проектах.

— Сейчас у вас более 130 киноролей, свыше 60 — в театре. Успеваете ли отдыхать и как предпочитаете это делать?

— Главный источник вдохновения — природа. Не буду оригинальной, если скажу, что больше всего расслабляет дача, где можно посадить цветы, сходить в лес, да и просто неспешно выпить чаю на веранде. Такая перезагрузка помогает накопить силы, чтобы отдавать их на сцене. Поэтому, как только выдается свободная минута, спешу за город. Отпуск у меня всегда скромный, как правило, на него приходятся съемки в кино, так что, если получается выкроить неделю только для себя, это большое счастье.

— Удается ли уделять время близким?

— Стараюсь, тем более что с родными всегда есть о чем поговорить. Дочь Анастасия окончила филфак по специальности «белорусский язык и литература» и работает в издательстве. Радует, что всегда интересуется, как складываются мои дела. Внучка Александра приходит на спектакли. Любит творчество, прекрасно рисует, играет на гитаре. О будущей профессии еще не задумывается, все-таки ей пока 13 лет, многое может измениться, но к искусству, как мне кажется, неравнодушна. Для меня как бабушки важно, чтобы она выросла добрым, чутким человеком, неравнодушным к чужой беде. А путь выберет сама.


— О чем мечтаете?
— Жалею, что мало путешествовала по Беларуси. В основном только со спектаклями. А хотелось бы как турист. У нас столько красоты — замки, озера, национальные парки, заповедники. Настоящее вдохновение. Туда и стремится душа.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter