Дотянуться до звезд. Что надо сделать, чтобы победители белорусской республиканской олимпиады по астрономии не мечтали учиться в российских университетах?

Аспирант физфака БГУ Виктор МАЛЫЩИЦ – один из тренеров белорусской команды школьников по астрономии. Месяц назад ученики минской гимназии № 29 Захар Плодунов и Галина Алуф (в этой гимназии Виктор Малыщиц ведет факультативы по астрономии) вернулись с республиканской олимпиады по астрономии победителями: первое и третье места в личном зачете.

Аспирант физфака БГУ Виктор МАЛЫЩИЦ – один из тренеров белорусской команды школьников по астрономии. Месяц назад ученики минской гимназии № 29 Захар Плодунов и Галина Алуф (в этой гимназии Виктор Малыщиц ведет факультативы по астрономии) вернулись с республиканской олимпиады по астрономии победителями: первое и третье места в личном зачете.

Весной 2011 года, после обновления Республиканского банка данных одаренной молодежи, их фамилии появятся в базе данных банка. Рядом с фамилией тренера компьютер специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренной молодежи хранит информацию о том, что Виктор Малыщиц был поощрен спецфондом трижды: в 2001 и 2002 годах как победитель республиканской олимпиады по астрономии, в 2008-м — как тренер успешно выступившей на мировом уровне белорусской сборной по астрономии и астрофизике.

— Что подтолкнуло меня заниматься со школьниками? — почти не задумывается над моим вопросом Виктор. — Совершенно точно это состояние определил мой прошлогодний ученик, ныне студент физфака БГУ Володя Хорошко: “астрономическая ломка”. Вернувшись с международной олимпиады с золотой медалью, он тоже мучительно осознал, что больше никогда не сможет серьезно заниматься астрономией. И тоже пришел в школу — раз в неделю ведет занятия у моих гимназистов.

Уроженец Глубокого Виктор Малыщиц в отличие от своих воспитанников до международной олимпиады не дошел: в 2000—2002 годах, когда он уверенно побеждал на республиканском уровне, мировые состязания по этому предмету еще не проводились. Так же, как Захар Плодунов и Галина Алуф, он мечтал продолжить образование на астрономической специальности, но в Беларуси такой возможности нет. Нынешним школьникам проще: Московский и Санкт-Петербургский университеты принимают призеров международной олимпиады по астрономии без экзаменов. В том числе белорусов. Один из учеников Виктора Малыщица этим правом уже воспользовался, учится в Питере.

Серебристые облака

Астроном Виктор Малышиц утверждает, что это редкое, до конца не понятое явление можно наблюдать только в наших широтах.

— В конце июня — начале июля, примерно в полночь, можно увидеть на небе серебристую рябь, завитушки и волны. Посеребренные заходящим солнцем облака находятся на высоте около 80 километров, то есть там, где в принципе не может быть воды! Возможно, их появление связано с человеческой деятельностью — во всяком случае, это явление открыто всего 150 лет назад.

Кроме звезд, планет, комет и астероидов в нашей стране можно увидеть даже полярное сияние. Для полярных регионов это обычное явление, для Беларуси — экзотика: увидеть сияния с территории нашей страны можно лишь после особенно мощных вспышек на Солнце, которые случаются в периоды максимальной солнечной активности. Прошлый период пришелся на рубеж тысячелетий, сейчас Солнце тоже наращивает активность — к 2012 году она должна достигнуть максимума. Так что почаще смотрите на вечернее небо!
— Таких звезд, как Солнце, в нашей галактике 200 миллиардов, самих галактик тоже миллиарды. Астрономы подсчитали, что у сорока процентов звезд есть такие же, как наша Земля, планеты. Не может быть, чтобы жизнь зародилась только у нас, — предлагает пищу для размышлений Виктор Малыщиц.

Ценность астрономии, по его мнению, невозможно измерить количеством произведенной продукции или внедренных инноваций: она формирует мировоззрение. Потому эта фундаментальная наука преподавалась во всех средневековых университетах как одна из основных. Как только она утратила доминирующие позиции в образовании, активизировалась лженаука. Сегодняшние выпускники склонны путать астрономов и астрологов, видеть зловещий смысл в параде планет и опасаться якобы летящей к нам планеты Нибиру.

— В школе астрономия преподается только один год, в выпускном классе, — объясняет Виктор. — Ведут ее обычно физики, они часто относятся к астрономии как к необязательному, второстепенному предмету. Мой опыт показывает, что самый живой интерес к звездам испытывают шести- и семиклассники. Если бы в этом возрасте подхватить и поддержать детское желание прикоснуться к тайнам Вселенной, астрономия осталась бы с ними на всю жизнь.

Мой собеседник признался, что даже у него порой опускаются руки. По самым земным причинам: на школьные полставки содержать семью с маленьким ребенком невозможно. Даже при том, что руководство гимназии находит возможность премировать учителя за победы гимназистов на олимпиадах и научно-практических конференциях по астрономии районного, городского, республиканского уровня. Талантливый астроном Виктор Малыщиц зарабатывает на жизнь фотографией. Запечатлеть Млечный путь не так просто, как кажется, — у астрономов свои секреты фотосъемки.

В тему

Ум — хорошо, но с поддержкой лучше

Преференции для одаренных и талантливых молодых людей закреплены законодательно

Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 апреля подписал Указ № 199 “О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи”. Этот документ принят в целях более качественного формирования и ведения банков такой информации, их эффективного использования, создания стимулов для молодежи.

В Положении о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи, утвержденном указом, установлен четкий и единообразный порядок включения (исключения) сведений в банки данных, их регулярного обновления, использования в практической работе государственных органов и иных организаций по подбору кадров. Руководители учреждений образования и организаций, в которых работают участники банков данных, обязаны создавать условия для их профессионального роста. Включенные в банки данных молодые люди отныне имеют законное право на первоочередное распределение, преимущественное право на занятие вакантных должностей, внеочередное получение места в общежитии на период учебы, а также повышение тарифных окладов (ставок) на 50 процентов  молодым специалистам, принятым на работу в бюджетные организации.

Указ главы государства позволит обеспечить учет всех способных и перспективных молодых людей, участие в формировании банков данных всех заинтересованных государственных органов и иных организаций, максимально эффективное использование интеллектуального потенциала и творческих способностей одаренной и талантливой молодежи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter