Доцент на все времена

Показ «Джентльменов удачи» на любом телеканале до сих пор бьет все существующие рейтинги.
Показ «Джентльменов удачи» на любом телеканале до сих пор бьет все существующие рейтинги. Эту комедию сколько ни смотришь — не надоедает. Как выдержанное марочное вино. Потому что сделана по лучшим профессиональным рецептам доброго советского кино. Язык фильма вошел в поговорки: «йес, йес — обэхаэс», «редиска», «моргалы выколю». Печать тогда терялась в догадках, в чем секрет такого небывалого успеха. А ответ напрашивается сам собой. Такого количества великолепных актеров, наверное, не собирал ни один советский фильм. 

Джентльменский набор 

Когда Данелия взялся писать сценарий комедии «Джентльмены удачи», в помощницы себе позвал 33-летнюю писательницу Викторию Токареву. Кинотусовка упорно судачила об их бурном романе во время написания сценария, хотя жена Данелии, Любовь Соколова, хранила молчание и не подавала виду, что знает об этом. Как бы там ни было, сценарий получился на славу.

— Мы писали комедию. И я впервые дал себе волю — вставлял в сценарий проверенные репризы, те, что всегда вызывают смех: двойников, переодевание мужчин в женское платье и т. д. Так что сценарий «Джентльменов удачи», когда был готов, разлетелся, как бестселлер. Напечатали восемьдесят экземпляров, а через день уже нет ни одного — все растащили, — вспоминал Данелия.

Сценарий писали на актеров: Доцент — Леонов, Косой — Крамаров, Хмырь — Вицин, а Василий Алибабаевич — Фрунзик Мкртчян. Но выяснилось, что он сниматься не сможет (его не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР).

Консультантом фильма был полковник МВД Голобородько. Он принимал в съемках горячее участие. Каждый день звонил и спрашивал: «Как дела?» Когда узнал, что Мкртчян не сможет сниматься, взялся утрясти этот вопрос. На следующий день из Еревана Данелии звонил Мкртчян в истерике:

— Гия, скажи милиции, что я не нужен! Мне ихний министр два раза звонил, сказал, что очень просит. Если откажусь — обидится, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет.
И Данелия сказал Голобородько, что Фрунзик уже не нужен. На роль пригласили Радика Муратова. 

В первом варианте криминальных типов должен был перевоспитывать своей добротой молодой милиционер. Но когда сценаристы пошли согласовывать работу к высокому милицейскому начальству, им резонно возразили, что, если жуликов можно перевоспитать всего-навсего добротой, зачем же тогда карательные органы? Так главным героем стал воспитатель детского сада. Его визави — вор-рецидивист Доцент. Обе роли блестяще сыграл Евгений Леонов. Евгений Павлович был настолько дотошным профессионалом, что, готовясь к съемкам, даже специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камер, изучая поведение и манеры заключенных. 

Звезда на звезде

По количеству известных артистов «Джентльмены удачи» побили все рекорды. Даже в эпизодических ролях — звезда на звезде: Олег Видов, Эраст Гарин, Николай Олялин, Любовь Соколова. У одной из самых красивых и оглушительно популярных актрис того времени Натальи Фатеевой в период съемок фильма была еще грудная дочка, и потом, ей совсем не хотелось сниматься в крохотной роли. Но, как она позже призналась, мудро рассудила, что нельзя исчезать с экрана, а то забудут, да и деньги не лишние. Сниматься в маленьком эпизоде наотрез отказывался и Анатолий Папанов, но долгие уговоры Данелии все же сработали.

Для многих артистов «Джентльмены» стали поистине судьбоносным фильмом. Евгений Леонов только после выхода этой комедии понял некогда сказанные Папановым слова: «Мне всю карьеру испортил Волк из «Ну, погоди!». Теперь каждое выступление Евгения Леонова начиналось возгласом из зала: «Пасть порву, моргалы выколю!», а кличка Доцент приклеилась к нему намертво.

Первое, что сделал Савелий Крамаров во время последнего приезда в Россию (в 1992 году по приглашению на «Кинотавр»), — спросил, показывают ли до сих пор «Джентльменов удачи». И, узнав, что фильм по-прежнему горячо любим, заметил: «Вот видите! А когда-то его очень хаяли и даже Вицина оскорбили: «Ух, ему бы моргалы выколоть за это!»

Яркую роль в фильме сыграл верблюд Боря. 

— Помните кадр, когда Леонов едет на верблюде? — вспоминал дрессировщик Эдуард Строкай. — На самом деле у актера никак не получалось взгромоздиться на Бориса. И тогда режиссер Александр Серый говорит мне: «Посадите Леонова себе на плечи, спрячьтесь за верблюда и шагайте с ним рядышком, синхронно». Так мы втроем и семенили: Борис и я с Леоновым на шее. А ведь, когда смотришь фильм, ни за что не заметишь подвоха.
Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем — показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!

А ну канай отсюда

Большинство тюремных выражений появилось в фильме благодаря режиссеру Александру Серому, незадолго до того вышедшему из тюрьмы: «канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву». А вот хохму про памятник Лермонтову («мужик в пиджаке») и выражения вроде «всю жизнь работать на лекарства будешь» придумали сценаристы.

Бывало, что многие фразы, а то и эпизоды рождались прямо на съемочной площадке. Однажды репетировали сцену утренней зарядки на даче зимой. Раздетые до пояса артисты нехотя выбежали на мороз. Когда же наступил момент обтирания снегом, Крамаров решил увильнуть от неприятной процедуры и начал растирать снегом своего коллегу, актера Муратова, который играл Василия Алибабаевича. Вицин подхватил импровизацию и набросился со снегом на Крамарова. Именно эта сцена и вошла в картину. 

Надувательство

Эпизод побега в цистерне с цементом снимали на «Мосфильме». Актеры сидели в специальной емкости, а цемент имитировала жижа — засыпанная в воду манная крупа, подкрашенная в серый цвет.

Надувательством была и новогодняя атмосфера, царящая в картине, — съемки задержались до весны, и чистый снежок для московских улиц привозили из-за города. А во время съемки эпизода с погружением в прорубь очень боялись, что подо льдом окажется вся съемочная группа: весенний лед был уже очень тонок. И тем не менее именно этот фильм на многие годы занял лучшее место в новогоднем кинопоказе.

Генсек Брежнев смотрел этот фильм у себя на даче и внимал комментариям своего зятя — в то время замначальника по пропаганде политуправления внутренних войск полковника Юрия Чурбанова. Леонида Ильича киноновинка заинтересовала, как и пояснения о современных направлениях работы органов МВД в колониях. Так что после просмотра «Джентльменов» следующим «эшелоном» — Политбюро «мнение» о тиражировании фильма было уже готово. Требовалось лишь соблюсти формальности, и лента в 24 копиях отправилась собирать рецензии по областям, краям и республикам. Отозвались о ней положительно 23 местных советских и партийных рецензента.

Тем не менее, когда в конце 1971 года «Джентльмены» вышли на широкий экран, официальный прием и зрительский были прямо противоположными. У зрителей — ошеломляющий успех, фильм сразу и безоговорочно стал хитом, заняв первое место в прокате СССР. А критики и чиновники от кино обвиняли его во всех смертных грехах. Главное, что «шили» фильму, — дурновкусие. Однако время все расставило по своим местам.

Слов не выкинешь

— А в тюрьме щас ужин… макароны!..
— А почему я?! Как что, так сразу Косой, Косой…
— Ты — вор! Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!
— Всё. Кина не будет… Электричество кончилось.
— Женский туфли хочу. 3 штуки. Размер 42, 43, 45.
— Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!
— Ну ты даешь! Кто ж его посадит?! Он же памятник!
— Сан Саныч! А Гаврила Петрович по фене ругается.
— А когда ты у себя там на колонке бензин ослиной мочой разбавлял, не был паршивым…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter