Досрочные полумеры
23.09.2006
В Восточной Европе время слабых правительств
Всего четыре месяца продержалось новое правительство Польши. Премьер–министр Ярослав Качиньский на днях заявил о намерении отправить в отставку своего заместителя Анджея Леппера, а его брат–президент подписал указ об отставке. Это означает автоматический распад правящей коалиции, поскольку посты вице–премьера и министра сельского хозяйства лидер партии «Самооборона» получил в обмен на голоса своей фракции в сейме.
На специально созванной пресс–конференции глава польского кабинета министров заявил, что попытается сформировать парламентское большинство. «Однако если это не удастся, — подчеркнул Качиньский, — единственным нормальным решением будут досрочные выборы». Аналитики называют этот сценарий вполне вероятным, поскольку долгие месяцы после выборов победившая «Право и справедливость» не могла договориться с другими партиями и итоговый выбор консерваторами в союзники левацкой «Самообороны» уже тогда называли вынужденной и временной мерой.
Качиньский и Леппер обменялись обвинениями. Премьер–министр назвал заместителя «склочником», тот в свою очередь заявил, что правящая партия создана «не для того, чтобы строить, а для того, чтобы разрушать», и обозвал главу кабинета министров «хамом».
Наблюдатели называют два повода для разрыва коалиционных договоренностей. Во–первых, Леппер высказался против решения увеличить польский контингент в Афганистане на 1 тысячу человек. Во–вторых — пожалуй, это самое важное, — при обсуждении бюджета лидер «Самообороны» потребовал увеличить ассигнования на сельское хозяйство, образование и здравоохранение. «Право и справедливость» считает, что при нынешнем экономическом положении Польши это непозволительная роскошь.
Леппера в Польше называют популистом. В чуткости к переменам в общественных настроениях ему действительно не откажешь. Если он рассчитывает на сельский электорат, то его бескомпромиссная позиция по бюджету вполне объяснима. Польские фермеры уже бастовали. Сегодня ничто не мешает им повторить в Варшаве будапештские события, если они не получат желаемых финансовых вливаний.
Польский правительственный кризис хорошо укладывается в сегодняшний восточноевропейский контекст. Практически все новые государства Евросоюза сталкиваются с проблемами по формированию дееспособной власти. Сложные коалиционные построения не выдерживают малейшей проверки на прочность. Все это мы наблюдаем и в Польше, и в Венгрии, и в Литве, и в других странах.
Директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает, что причиной является «глубокий моральный кризис во всех восточноевропейских странах и кризис европейских институтов власти, не способных подстраховать граждан стран — участниц ЕС от потери реальной управляемости своими государствами». Здесь стоит отметить, что Западная или, как теперь говорят, старая Европа занята решением своих собственных проблем — с иммигрантами, с терроризмом. Та же Германия имеет не менее хрупкое, способное в любой момент развалиться правительство, чем в Польше или Литве.
Во всех восточноевропейских государствах сегодня наблюдается низкий авторитет правящих элит. Нарастает социальный протест. Пока, по мнению политолога, нет единой идеологии этого протеста. В одних странах этот протест приобретает форму левого популизма, в других — правого, а часто люди становятся принципиально аполитичными. «Но в каждой стране уже есть и заметное электоральное поле, которое однотипно требует вести политику в интересах своих наций всерьез, — пишет в своей новой статье в «Русском журнале» Ю.Шевцов. — А не в интересах абстрактных либеральных ценностей или каких–то корпоративных групп, которые почти всюду именуются одинаково: «мафия».
И еще Ю.Шевцов считает, что «неэффективность государства в Восточной Европе, да и в значительной степени в Западной Европе хорошо видна и на других примерах. Скажем, применительно к политике относительно Беларуси или Приднестровья, где европейцы проваливаются откровенно просто в силу собственного низкого уровня квалификации и компетентности в проблемах, решать которые берутся».
Новые выборы, на пороге которых оказалась Польша, сами по себе, разумеется, не являются решением проблемы. События в Венгрии стали первой такой агрессивной реакцией населения на деятельность собственных политиков. Но, очевидно, в условиях, когда регион развивается по единым законам, нельзя исключать, что подобное может повториться где–то еще.
Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Всего четыре месяца продержалось новое правительство Польши. Премьер–министр Ярослав Качиньский на днях заявил о намерении отправить в отставку своего заместителя Анджея Леппера, а его брат–президент подписал указ об отставке. Это означает автоматический распад правящей коалиции, поскольку посты вице–премьера и министра сельского хозяйства лидер партии «Самооборона» получил в обмен на голоса своей фракции в сейме.
На специально созванной пресс–конференции глава польского кабинета министров заявил, что попытается сформировать парламентское большинство. «Однако если это не удастся, — подчеркнул Качиньский, — единственным нормальным решением будут досрочные выборы». Аналитики называют этот сценарий вполне вероятным, поскольку долгие месяцы после выборов победившая «Право и справедливость» не могла договориться с другими партиями и итоговый выбор консерваторами в союзники левацкой «Самообороны» уже тогда называли вынужденной и временной мерой.
Качиньский и Леппер обменялись обвинениями. Премьер–министр назвал заместителя «склочником», тот в свою очередь заявил, что правящая партия создана «не для того, чтобы строить, а для того, чтобы разрушать», и обозвал главу кабинета министров «хамом».
Наблюдатели называют два повода для разрыва коалиционных договоренностей. Во–первых, Леппер высказался против решения увеличить польский контингент в Афганистане на 1 тысячу человек. Во–вторых — пожалуй, это самое важное, — при обсуждении бюджета лидер «Самообороны» потребовал увеличить ассигнования на сельское хозяйство, образование и здравоохранение. «Право и справедливость» считает, что при нынешнем экономическом положении Польши это непозволительная роскошь.
Леппера в Польше называют популистом. В чуткости к переменам в общественных настроениях ему действительно не откажешь. Если он рассчитывает на сельский электорат, то его бескомпромиссная позиция по бюджету вполне объяснима. Польские фермеры уже бастовали. Сегодня ничто не мешает им повторить в Варшаве будапештские события, если они не получат желаемых финансовых вливаний.
Польский правительственный кризис хорошо укладывается в сегодняшний восточноевропейский контекст. Практически все новые государства Евросоюза сталкиваются с проблемами по формированию дееспособной власти. Сложные коалиционные построения не выдерживают малейшей проверки на прочность. Все это мы наблюдаем и в Польше, и в Венгрии, и в Литве, и в других странах.
Директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает, что причиной является «глубокий моральный кризис во всех восточноевропейских странах и кризис европейских институтов власти, не способных подстраховать граждан стран — участниц ЕС от потери реальной управляемости своими государствами». Здесь стоит отметить, что Западная или, как теперь говорят, старая Европа занята решением своих собственных проблем — с иммигрантами, с терроризмом. Та же Германия имеет не менее хрупкое, способное в любой момент развалиться правительство, чем в Польше или Литве.
Во всех восточноевропейских государствах сегодня наблюдается низкий авторитет правящих элит. Нарастает социальный протест. Пока, по мнению политолога, нет единой идеологии этого протеста. В одних странах этот протест приобретает форму левого популизма, в других — правого, а часто люди становятся принципиально аполитичными. «Но в каждой стране уже есть и заметное электоральное поле, которое однотипно требует вести политику в интересах своих наций всерьез, — пишет в своей новой статье в «Русском журнале» Ю.Шевцов. — А не в интересах абстрактных либеральных ценностей или каких–то корпоративных групп, которые почти всюду именуются одинаково: «мафия».
И еще Ю.Шевцов считает, что «неэффективность государства в Восточной Европе, да и в значительной степени в Западной Европе хорошо видна и на других примерах. Скажем, применительно к политике относительно Беларуси или Приднестровья, где европейцы проваливаются откровенно просто в силу собственного низкого уровня квалификации и компетентности в проблемах, решать которые берутся».
Новые выборы, на пороге которых оказалась Польша, сами по себе, разумеется, не являются решением проблемы. События в Венгрии стали первой такой агрессивной реакцией населения на деятельность собственных политиков. Но, очевидно, в условиях, когда регион развивается по единым законам, нельзя исключать, что подобное может повториться где–то еще.
Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".