Досрочные полумеры

В Восточной Европе время слабых правительств
В Восточной Европе время слабых правительств

Всего четыре месяца продержалось новое правительство Польши. Премьер–министр Ярослав Качиньский на днях заявил о намерении отправить в отставку своего заместителя Анджея Леппера, а его брат–президент подписал указ об отставке. Это означает автоматический распад правящей коалиции, поскольку посты вице–премьера и министра сельского хозяйства лидер партии «Самооборона» получил в обмен на голоса своей фракции в сейме.

На специально созванной пресс–конференции глава польского кабинета министров заявил, что попытается сформировать парламентское большинство. «Однако если это не удастся, — подчеркнул Качиньский, — единственным нормальным решением будут досрочные выборы». Аналитики называют этот сценарий вполне вероятным, поскольку долгие месяцы после выборов победившая «Право и справедливость» не могла договориться с другими партиями и итоговый выбор консерваторами в союзники левацкой «Самообороны» уже тогда называли вынужденной и временной мерой.

Качиньский и Леппер обменялись обвинениями. Премьер–министр назвал заместителя «склочником», тот в свою очередь заявил, что правящая партия создана «не для того, чтобы строить, а для того, чтобы разрушать», и обозвал главу кабинета министров «хамом».

Наблюдатели называют два повода для разрыва коалиционных договоренностей. Во–первых, Леппер высказался против решения увеличить польский контингент в Афганистане на 1 тысячу человек. Во–вторых — пожалуй, это самое важное, — при обсуждении бюджета лидер «Самообороны» потребовал увеличить ассигнования на сельское хозяйство, образование и здравоохранение. «Право и справедливость» считает, что при нынешнем экономическом положении Польши это непозволительная роскошь.

Леппера в Польше называют популистом. В чуткости к переменам в общественных настроениях ему действительно не откажешь. Если он рассчитывает на сельский электорат, то его бескомпромиссная позиция по бюджету вполне объяснима. Польские фермеры уже бастовали. Сегодня ничто не мешает им повторить в Варшаве будапештские события, если они не получат желаемых финансовых вливаний.

Польский правительственный кризис хорошо укладывается в сегодняшний восточноевропейский контекст. Практически все новые государства Евросоюза сталкиваются с проблемами по формированию дееспособной власти. Сложные коалиционные построения не выдерживают малейшей проверки на прочность. Все это мы наблюдаем и в Польше, и в Венгрии, и в Литве, и в других странах.

Директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов считает, что причиной является «глубокий моральный кризис во всех восточноевропейских странах и кризис европейских институтов власти, не способных подстраховать граждан стран — участниц ЕС от потери реальной управляемости своими государствами». Здесь стоит отметить, что Западная или, как теперь говорят, старая Европа занята решением своих собственных проблем — с иммигрантами, с терроризмом. Та же Германия имеет не менее хрупкое, способное в любой момент развалиться правительство, чем в Польше или Литве.

Во всех восточноевропейских государствах сегодня наблюдается низкий авторитет правящих элит. Нарастает социальный протест. Пока, по мнению политолога, нет единой идеологии этого протеста. В одних странах этот протест приобретает форму левого популизма, в других — правого, а часто люди становятся принципиально аполитичными. «Но в каждой стране уже есть и заметное электоральное поле, которое однотипно требует вести политику в интересах своих наций всерьез, — пишет в своей новой статье в «Русском журнале» Ю.Шевцов. — А не в интересах абстрактных либеральных ценностей или каких–то корпоративных групп, которые почти всюду именуются одинаково: «мафия».

И еще Ю.Шевцов считает, что «неэффективность государства в Восточной Европе, да и в значительной степени в Западной Европе хорошо видна и на других примерах. Скажем, применительно к политике относительно Беларуси или Приднестровья, где европейцы проваливаются откровенно просто в силу собственного низкого уровня квалификации и компетентности в проблемах, решать которые берутся».

Новые выборы, на пороге которых оказалась Польша, сами по себе, разумеется, не являются решением проблемы. События в Венгрии стали первой такой агрессивной реакцией населения на деятельность собственных политиков. Но, очевидно, в условиях, когда регион развивается по единым законам, нельзя исключать, что подобное может повториться где–то еще.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter