Дорожный спецназ

Внешне это подразделение мало чем отличается от обычной дорожно-патрульной службы.
Внешне это подразделение мало чем отличается от обычной дорожно-патрульной службы. Та же форма с бело-зелеными светоотражающими нарукавниками, бело-синяя раскраска служебных машин... Разве что бортовой номер обязательно начинается с нуля, а спереди на крыльях виднеется небольшой ромбовидный значок - "Стрела". За свою недолгую историю - 27 февраля ему исполнилось 11 лет - спецподразделение снискало славу непреклонного блюстителя закона на дорогах. И работы у "гаишного" спецназа хватает. Отчетливо понял это, когда отдежурил вечернюю смену на минских улицах с экипажем "Стрелы".

Там, где "жарко"

На разводе меня определили в экипаж "026" капитана Сергея Чижика и старшины Андрея Падуто. Тут же руководство поставило и задачу: нести дозор выпало на улицах Московского района. На патрульном "Опеле" - спецподразделение укомплектовано иномарками - выезжаем на место событий. По дороге мои временные сослуживцы рассказывают о своей работе.

Вообще, "Стрела" зарождалась как служба эскортирования. Сопровождение высоких правительственных делегаций и сейчас ее основная задача. Часами отрабатывают ювелирную технику управления мотоциклом. Ведь двигаться в кортеже со скоростью более 100 километров в час, соблюдая дистанцию в метр, - настоящая наука. А в остальном "Стрела" - элитное подразделение, которому поручают самые ответственные задания. Выезжают на наиболее сложные ДТП, участвуют в спецоперациях совместно с КГБ, КОПиК, другими спецслужбами... Например, Сергей Чижик недавно вместе с сотрудниками департамента финансовых расследований пресекал нелегальные поставки топлива. Задержали огромную цистерну - 32 тысячи литров - "паленого" бензина, который везли из России в Гродненскую область. А вообще, какие только задачи не приходилось выполнять сотрудникам "Стрелы". Вот и "мой" экипаж недавно вернулся из Витебска: проводили дорожный эксперимент при расследовании ДТП. Двойной автобус-"гармошка" выезжал из парка, не пропустил машину на главной дороге, произошла авария. На первый взгляд вроде бы виновник очевиден. Однако пострадавшему - владельцу "Ауди" - насчитали несколько тысяч долларов страховой компенсации. Тут-то всеми подробностями дела и заинтересовалась страховая компания. И откопала маленькую закавыку: да, "Икарус" ехал по второстепенной дороге, но почти проскочил - "Ауди" угодила ему в заднее колесо. Эксперимент показал: водитель иномарки успевал затормозить, избежать столкновения. А значит - виноват наравне с водителем автобуса. Поэтому и страховка ему не положена. Кстати, это дело находится на личном контроле у министра внутренних дел...

В кустах не прячутся

Чем же занимается дорожный спецназ в промежутках между встречей важных гостей и спецрейдами? Помогают своим коллегам из ГАИ патрулировать улицы и трассы. Как мы в этот вечер. Причем работают "стрелки" открыто. Прятаться за деревьями с радарами - себя не уважать.

Служебную машину с огромной "люстрой" выставляем на улице Шаранговича на видном месте. Водители замечают экипаж, заранее жмут на тормоз. А по зарвавшимся лихачам старшина Андрей Падуто стреляет. Прямой наводкой... из радара. И четким взмахом полосатого жезла - на обочину.

И тут уже бесполезно драть глотку, перечислять фамилии именитых друзей и "крутых" родственников... "Стрела" славится своей принципиальностью. Нарушил - отвечай.

Впрочем, в этот вечер водители попадались на редкость спокойные, вежливые и совестливые. А может, их пугал я со своей камерой. Не хотелось "прославиться" на всю страну.

- Скромненько сегодня, - водитель вишневой БМВ посмотрел на цифру 78 на радаре. - Извините уж, - улыбнулся молодой парень, - не надо штраф большой выписывать. С девушкой еду, она без шоколадки останется...

А вот темный "Форд" развернулся на пешеходном переходе.

- Извините, хлопцы, засмотрелся - не заметил, - виновато суетится, доставая документы, водитель лет пятидесяти. - Я из Дзержинского района, председатель колхоза, на совещание в министерство ездил. Города совсем не знаю, заплутал, разнервничался - и нарушил...

Да, иногороднему в Минске, а тем более вечером, бывает тяжело сориентироваться. Ограничиваемся устным предупреждением.

...И главное - выдержка

- Пьяный водитель, - лаконичное сообщение сбросил нам по рации дежуривший неподалеку экипаж. Тут же выезжаем на место происшествия. Красный "Гольф" стоит у обочины.

- Восемьдесят шел, - возмущенно объясняет ситуацию майор. - Показываю - тормози. Только мимо пронесся. Причем на красный свет. Чудом аварии на перекрестке не случилось. Пришлось догонять, прижимать, заставлять остановиться... От задержанного водителя прилично тянет перегаром. Но продолжает отстаивать свою правоту. Свою социальную значимость подчеркнул удостоверением судебно-медицинского эксперта. Правда, место работы назвать не пожелал.

Нарушителя препроводили на освидетельствование. Аппарат беспристрастно показал содержание алкоголя в крови - 1,5 промилле. Значит, "принял" 400 - 500 граммов водки...

В общем, служба у дорожного спецназа почетная, но непростая. Поэтому и берут в "Стрелу" только самых проверенных. Преимущественно из ГАИ. И, как говорят, вакансии пустуют нечасто.

- Интересная работа, - утверждает старшина Андрей Падуто. - Каждый день - что-то новое. Всю Беларусь объездили. Кстати, в "Стреле" и свой кругозор расширил. Ведь делегации в разные культурные центры сопровождаем: Мир, Несвиж... Там и в экскурсиях с ними участвуем.

Смена закончена, возвращаемся на исходную. А в дорожный дозор заступает очередной экипаж "Стрелы"...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter