Дорожный фонд, законом заклейменный… Вариант избавления от одной из главных российских бед.

Положительным последствием экономического кризиса можно считать внесение в Госдуму законопроекта «О дорожных фондах Российской Федерации», разработанного рядом комитетов Совета Федерации.

Положительным последствием экономического кризиса можно считать внесение в Госдуму законопроекта «О дорожных фондах Российской Федерации», разработанного рядом комитетов Совета Федерации.

Как известно, федеральный дорожный фонд был упразднен в 2001-м, а региональные – в 2003 году. Казалось, что эта структура была навсегда похоронена. Усилиями МЭРТ, возглавляемого Германом Грефом, в этот нечестивый фонд был вбит осиновый кол в виде поправок в Бюджетный кодекс и целого ряда изменений в главы отраслевого законодательства, не позволяющих его возрождения. Но упразднение  закона «О дорожных фондах Российской Федерации» стало причиной финансового голода в отрасли. По словам заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, в период с 2000 по 2009 год доля расходов на дорожное хозяйство в суммарном валовом внутреннем и  региональном продукте сократилась с 1,6 до 0,7 процента, или в 2,4 раза.  Доля расходов на финансирование дорожного хозяйства  субъектов федерации в валовом региональном продукте сократилась с 2,7 до 0,6 процента, или в 4,5 раза. Ситуация на региональных дорогах обещает еще более усугубиться в связи с тем, что  с 2010 года отменена программа софинансирования региональных программ по строительству дорог из федерального бюджета. Есть основания считать, что это надолго. «Сейчас все  бюджетные деньги уходят на строительство объектов Олимпиады Сочи-2014 и на подготовку форума АТЭС во Владивостоке. Не дай бог, если мы выиграем право на проведение чемпионата мира по футболу! Тогда о строительстве дорог придется надолго забыть», – в сердцах воскликнул на одном из заседаний Госдумы глава   Федерального агентства дорожного хозяйства Анатолий Чабунин.
На расширенном заседании Комитета по бюджету Совета Федерации на тему «О воссоздании целевых бюджетных дорожных фондов в субъектах Российской Федерации» были оглашены основные принципы возрождающегося законопроекта. Каждый субъект Российской Федерации может иметь собственный  дорожный целевой бюджетный фонд, образуемый в составе  бюджета региона.
Источниками образования этих фондов могут быть следующие налоговые и неналоговые доходы регионов: за счет  всего объема регионального транспортного налога, налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от федеральных налогов, в частности акцизов на все виды автомобильного топлива. Авторы законодательной инициативы считают возможным пополнять фонд с помощью налога на прибыль в объеме 8,6 процента от ставки, установленной для зачисления в региональные бюджеты, и доходов бюджетов субъектов РФ от погашения задолженности прошлых лет по отмененным налогам с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств. Но этот длинный перечень финансовых поступлений на самом деле можно назвать «оцеживанием комара». Ибо, по оценкам экспертов Минтранса и генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, такой механизм формирования фонда может позволить аккумулировать сумму в 332 млрд рублей. Между тем, по тем же экспертным оценкам, минимальная сумма на содержание, текущий и капитальный ремонт автодорог России составляет 1083 млрд рублей.
Таким образом, очевидно, что авторы законопроекта сверстали свое предложение так, чтобы в максимальной степени не претендовать на те налоговые поступления, которые перечисляются в федеральный бюджет. Законопроект еще не вступил в активную фазу прохождения в нижней палате парламента, как его авторы в верхней палате парламента предлагают изменить его. Так, председатель Комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин направил письмо в другие комитеты Совета Федерации, где он предлагает пересмотреть законопроект, предусмотрев в качестве дополнительных источников финансирования целевых региональных дорожных фондов акцизы на автомобильные шины, а также плату за проезд крупнотоннажных грузовых автомобилей по региональным дорогам. Кроме того, он предложил воспользоваться зарубежным опытом и пополнять дорожные фонды за счет налога с продаж на ГСМ. «Транспортный налог уже повышать нельзя. Нам никто не позволит это сделать. Нужно подумать, что даст увеличение стоимости одного литра ГСМ на 50–55 копеек, перечисляемых на нужды дорожного хозяйства», – обратился с вопросом Евгений  Бушмин к участникам заседания.  Но, судя по всему, введение налога с продаж на ГСМ не внушает большого оптимизма  Игорю Старыгину. Генеральный директор РАДОР считает, что без помощи федерального бюджета проблему не решить.
– Сегодня рассматривается вопрос о понижении НДС, который зачисляется в федеральный бюджет. Мы считаем, что в случае, если НДС будет уменьшен, то часть налога, составляющая  3–4 процентных пункта от ныне существующего налога НДС в 18 процентов, может перечисляться в региональные дорожные фонды, – предлагает он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter