Первый вызов – снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары. Произошедшие изменения на этом рынке носят долгосрочный характер. Цена на сырьевые товары стала более низкой. А это означает, что состояние российского платежного баланса и доходов бюджетной системы значительно изменятся.
Второй – геополитическое обострение, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности. Для большинства российских компаний фактически закрыт доступ к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничено и привлечение современных технологий из-за рубежа.
Третий вызов – снижение численности населения страны трудоспособного возраста – динамика в ближайшие годы не будет позитивной. Ожидается ежегодное снижение численности населения данной возрастной группы примерно на 1 млн человек, что, с одной стороны, серьезно ограничит потенциальные темпы роста экономики, а с другой, – увеличит нагрузку на пенсионную систему. Кроме того, следует ожидать увеличения расходов в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения.
Помимо перечисленных вызовов реализация Правительством политики социально-экономического развития должна учитывать и накопленные в экономике структурные проблемы.
Первая из них – структурные дисбалансы экономического развития. Это – снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от «нестабильных» нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.
Вторая – высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней. Третья – необходимость повышения эффективности государственных расходов. И четвертая проблема – отставание от мировых темпов технологического развития.
Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях должно стать одним из ключевых условий решения задачи устойчивого долгосрочного развития.
Результатом реализации преобразований к 2020 году должны быть достигнуты следующие целевые показатели:
повышение доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22–24% (в 2015 году ожидается 17,8%);
снижение доли расходов консолидированного бюджета до 35% ВВП;
увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 45% (2014 год – 30,2%);
увеличение доли инвестиционного импорта в общем объеме импорта до 32–35% (2014 год – 25,2%);
снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 38% (2014 год – 44%);
вхождение не менее трех российских университетов в топ-100 и не менее 10 университетов в топ-200 мировых университетов к 2018 году;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 году;
увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и создание не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест;
достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% и бездефицитности федерального бюджета начиная с 2017 года;
снижение динамики расходов федерального бюджета до 5% каждый год (в 2016 и 2017 годах).
Автор публикации: Николай ПЛЕХАНОВ