В мае в новой редакции утверждены Основные направления деятельности Правительства России на период до 2018 года

Дорожная карта для правительства

В мае в новой редакции утверждены Основные направления деятельности Правительства России на период до 2018 года, которые должны дать ответ сформировавшимся трем вызовам
В мае в новой редакции утверждены Основные направления деятельности Правительства России на период до 2018 года, которые должны дать ответ сформировавшимся трем вызовам


Первый вызов – снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары. Произошедшие изменения на этом рынке носят долгосрочный характер. Цена на сырьевые товары стала более низкой. А это означает, что состояние российского платежного баланса и доходов бюджетной системы значительно изменятся.

Второй – геополитическое обострение, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности. Для большинства российских компаний фактически закрыт доступ к заемному финансированию на зарубежных рынках, ограничено и привлечение современных технологий из-за рубежа.

Третий вызов – снижение численности населения страны трудоспособного возраста – динамика в ближайшие годы не будет позитивной. Ожидается ежегодное снижение численности населения данной возрастной группы примерно на 1 млн человек, что, с одной стороны, серьезно ограничит потенциальные темпы роста экономики, а с другой, – увеличит нагрузку на пенсионную систему. Кроме того, следует ожидать увеличения расходов в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения.

Помимо перечисленных вызовов реализация Правительством политики социально-экономического развития должна учитывать и накопленные в экономике структурные проблемы.

Первая из них – структурные дисбалансы экономического развития. Это – снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от «нестабильных» нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы.

Вторая – высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней. Третья – необходимость повышения эффективности государственных расходов. И четвертая проблема – отставание от мировых темпов технологического развития.

Для России ускоренное технологическое развитие в приоритетных областях должно стать одним из ключевых условий решения задачи устойчивого долгосрочного развития.

Результатом реализации преобразований к 2020 году должны быть достигнуты следующие целевые показатели:

повышение доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22–24% (в 2015 году ожидается 17,8%);

снижение доли расходов консолидированного бюджета до 35% ВВП;

увеличение доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 45% (2014 год – 30,2%);

увеличение доли инвестиционного импорта в общем объеме импорта до 32–35% (2014 год – 25,2%);

снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 38% (2014 год – 44%);

вхождение не менее трех российских университетов в топ-100 и не менее 10 университетов в топ-200 мировых университетов к 2018 году;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 году;

увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года и создание не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест;

достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% и бездефицитности федерального бюджета начиная с 2017 года;

снижение динамики расходов федерального бюджета до 5% каждый год (в 2016 и 2017 годах).

Автор публикации: Николай ПЛЕХАНОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter