Дорогу осилит сведущий

Начальник ГАИ Беларуси Юрий Литвин ответил на вопросы водителей

Начальник УГАИ МВД Беларуси Юрий Литвин ответил на вопросы читателей «Р» и рассказал о новшествах, которые ждут водителей в 2010 году

Около тридцати вопросов со всей страны поступило на «прямую линию». Как будут оформляться мелкие ДТП после 1 июля? Почему в регионах изменились правила сдачи экзаменов по вождению? Будет ли наведен порядок с парковками? Лишат ли пьяных водителей автомобилей? По какой причине проект балльной системы спустили на тормозах? На протяжении часа главный госавтоинспектор страны Юрий Литвин (на снимке) по телефону отвечал на вопросы, делился мнениями и давал свои профессиональные советы водителям.

Без ГАИ страховка не превысит 200 евро

— Добрый день. Петр Устинчик из Минска. Как известно, с июля 2010 года при незначительных ДТП с ущербом до 200 евро водителям можно будет не вызывать ГАИ, а разобраться на месте самостоятельно. Внесите ясность: как на деле будет работать этот алгоритм?

— Действительно, по Указу Президента Беларуси от 23 октября 2009 года № 519 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования» (вступает в силу 1 июля 2010 года) в отдельных случаях водители при совершении ДТП будут вправе не сообщать о нем в ГАИ. Важное условие: у самих водителей не должно быть разногласий по поводу того, какие повреждения причинены транспортным средствам и кто в этом виновен, а ущерб, причиненный каждому из участников ДТП, будет оцениваться ими в размере до 200 евро. При соблюдении этих и некоторых других обстоятельств водители должны будут самостоятельно заполнить бланки извещений о дорожно-транспортных происшествиях, которые будут выдаваться страховыми компаниями при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности. Затем следует обращение в страховую компанию и получение выплаты до 200 евро в установленном порядке. Таким образом, административная ответственность за нарушение ПДД в данном случае наступать не будет. Если же водители не смогут найти взаимопонимания, то придется вызывать ГАИ, как это делается в настоящее время.

Обращаю ваше внимание: в случае оформления документов без участия сотрудников ГАИ размер страховой выплаты в счет возмещения вреда не будет превышать 200 евро. Поэтому рекомендую тщательно обдумывать свое решение на месте ДТП. После того, как вы уедете с места происшествия, ничего изменить уже будет нельзя.

— Борис Васильевич Бохан, Молодечно. Слышал, что скоро ГАИ не будет штрафовать по статье за совершение ДТП. Так ли это?

— Если потерпевший участник ДТП напишет заявление о примирении сторон, то ГАИ не будет привлекать виновника к ответственности по статье 18.17 КоАП Беларуси, то есть за совершение дорожно-транспортного происшествия, повлекшего определенные последствия. Но по другим статьям кодекса ответственность не снимается. Например, водитель проехал перекресток на красный свет, вследствие чего произошло ДТП. Руководствуясь заявлением (при его наличии, конечно) от потерпевшей стороны, мы не штрафуем водителя по статье 18.17, но налагаем взыскание за проезд на красный свет. В зависимости от ситуации – за любое нарушение правил, повлекшее ДТП. Эти новшества предусмотрены поправками в Кодекс об административных нарушениях, которые вступят в силу в конце февраля.

— А если потерпевшей стороны как таковой нет? Например, несколько лет назад я задел крылом опору моста. Остановился и вызвал ГАИ, поскольку меня подрезал и скрылся другой водитель. Его не нашли, а мне «впаяли» штраф…

— В таких случаях, как правило, мы и сейчас не привлекаем водителя по статье 18.17. Конечно, если нет претензий со стороны дорожных или коммунальных служб.

«Костыли» на парковке

– Звонит Александр из Минска, профессиональный водитель. Почему борьба с незаконными парковками ведется в столице так бессистемно. Изо дня в день на улице Красной и в других местах замечаю прямо под запрещающими знаками одни и те же машины. Во дворах та же проблема: автомобили загромождают тротуары. В Интернете даже есть форум, где выкладываются фотографии несуразно припаркованных машин. Их владельцев трудно раз и навсегда проучить штрафом?

— Проблема шире, чем низкий уровень культуры водителей. Уже сегодня по темпам автомобилизации Минск достиг уровня, прогнозируемого к 2015 году. Парковки растут далеко не такими быстрыми темпами и вместить весь транспорт просто не могут. Инспекторам за каждым нарушением не уследить. Но водители и без штрафа должны понимать меру своей ответственности и искать альтернативу — можно приехать на работу на 15 минут раньше, или припарковать машину на свободной парковке в соседнем квартале, или стать таким образом, чтобы не занять два места одновременно…

Эвакуаторы, как правило, работают там, где неправильно припаркованные автомобили собирают заторы, мешают проезду машин экстренных служб. В ближайшее время эвакуаторов в Минске должно стать больше. По одной такой машине появится в ремавтодоре каждого района города. Закупаться они будут за счет бюджета.

– Добрый день, Юрий Александрович. В прошлом году на парковке возле нашего административного здания появились так называемые «костыли» – металлические устройства, которые в поднятом виде заграждают въезд на машиноместо. Насколько законна их установка на парковке общего пользования?

– Данные устройства устанавливаются по согласованию с администрациями районов. Например, в случае, если организация обустроила возле своего офиса гостевую стоянку для своих же клиентов. Для парковок общего пользования также может быть разработан проект. Министерства и ведомства делают это, как правило, для того, чтобы зарезервировать за собой места для машин. Согласен, интересы других автомобилистов при этом могут быть ущемлены. Аналогичные вопросы есть и по механизму размещения шлагбаумов во дворах. Над всем этим предстоит подумать не только Госавтоинспекции.

— Дозвонились вам жильцы дома № 8 по проспекту Газеты «Правда» в Минске. Каждое утро у нас во дворе идет транзитное движение. Водители с проспекта Газеты «Правда» вдоль нашего дома прорываются на улицу Алибегова. Просто чудо, что до сих пор никто не пострадал. В ПДД сказано, что во дворах транзитное движение недопустимо. Помогите навести порядок.

— Считаю, ваша проблема может быть решена только после реконструкции проезжей части, исключающей транзитный проезд. Это компетенция жилищно-коммунальных служб и администрации района. Со своей стороны могу пообещать, что наряды ДПС отдела ГАИ Московского района будут ориентированы на контроль ситуации во дворе вашего дома, обеспечение безопасности и привлечение виновных к ответственности.

— Галина, живу в доме № 46 по улице Восточной в Минске. Под окнами с незапамятных времен «вросли в землю» «запорожец» и микроавтобус, а рядом машины из-за нехватки места паркуются на тротуаре. Когда же наши дворы окончательно избавятся от автохлама?

— Утилизация машин непосредственно в компетенцию МВД не входит. ГАИ лишь предоставляет компетентным органам информацию о собственниках. В последнее время автохлама в наших дворах стало меньше, но окончательно от него не избавились. Отчасти виной тому пробелы в нормативной базе. Сегодня, насколько мне известно, несколько заинтересованных министерств разрабатывают правовой документ, в котором будет четко прописано, какой автомобиль можно считать брошенным, что следует понимать под автомобилем, пришедшим в негодность, и автомобилем, долгое время не эксплуатируемым. Будет также определен порядок утилизации таких машин и финансирования работ.

Последнего «китайского» не ждите

– Меня зовут Василий, живу в Минске. Недавно мою машину эвакуировали из центра города, хотя я находился всего в ста метрах от нее и не знал о происходящем. Пришлось платить немалые деньги за буксировку и штрафстоянку. Неужели сегодняшние базы данных ГАИ и средства связи не позволяют бороться с проблемой иначе: «пробивать» по госномеру телефоны владельцев и заставлять их переставлять машины?

– Паркуясь в запрещенном месте, вы, пожалуй, заранее знали, что машина кому-то будет мешать. Исходя из этого и оценивайте ситуацию. Найти данные на любой автомобиль и его хозяина в базе ГАИ, действительно, не составляет труда. Но по усмотрению владельца мобильный телефон в базе может не указываться (в половине случаев так оно и есть).

– На буксировку одной машины уходит минут 20. А велика ли эффективность таких мер в центре города, где неправильно стоящих машин сотни? Не проще ли было бы инспектору за рулем трактора-эвакуатора вычислить по базе как можно больше телефонов, позвонить всем и передать: «Ребята, быстренько убрали машины. Через 10 минут эвакуирую…»?

– Есть понятие «неотвратимость наказания». За каждое нарушение надо отвечать, а не надеяться на последнее «китайское» предупреждение. Предлагаемая вами система породила бы еще больше нарушений. Если вы намеренно оставляете транспорт в запрещенном месте, будьте готовы к санкциям, прописанным в законе.

— Позвольте и второй вопрос. На каком основании инспекторы ГАИ ставят шариковыми ручками в техталоне непонятные отметки. У меня подчеркнута буква К, в букве О стоит точка. На форуме в Интернете узнал, что это так называемые «черные метки» ГАИ. Прочитал их расшифровку – стало неприятно. Как вы это прокомментируете?

— Не знаю, что это обозначает и для чего делается. Инспектору ДПС категорически запрещено вносить какие-либо неслужебные отметки в документы водителя. Усматриваете в этом нарушение своих прав — можете обратиться с жалобой в подразделение ГАИ, можете написать заявление на мое имя. Будем разбираться.

— Можно ли обменять «клейменый» талон на новый?

— Для этого достаточно вашего заявления.

«Езжу без прав 35 лет…»

– Адамович Игорь Владимирович, город Червень. Учусь на водительских курсах в местном ДОСААФ. Недавно узнаю, что с нового года сдача экзамена в ГАИ будет проводиться для нас в Минске, хотя до этого экзаменационная комиссия всегда приезжала принимать теорию сюда, в Червень. Зачем нам лишние неудобства?

– Условия приема экзамена, действительно, изменились. Смысл в том, что для каждого курсанта должны быть созданы равные условия. В Минске компьютер выбирает билеты автоматически, без вмешательства человека. Когда наши сотрудники выезжали в районы, то везли билеты в единственном варианте. Скрывать не буду, косвенно такая ситуация провоцировала подкуп со стороны автошкол. Чем чреваты водительские права для «сырых» курсантов, думаю, всем известно. Поэтому, дабы исключить несанкционированную помощь, экзамены проводятся в областных центрах и базовых подразделениях.

– Согласен, но фактор чужих стен даже при хорошем знании ПДД уверенности нам не добавит. Да и сама поездка в Минск отнимет время, силы и деньги…

– Доводы справедливы. Мы думаем, как организовать в регионах прием экзаменов с максимально объективной оценкой знаний и удобством для курсантов. Решение будет скоро принято.

— Татьяна, Минск. Слышала о введении в этом году прав нового образца. А у меня права в виде книжечки, получала их в 1991 году. Они еще признаются? Можно их заменить на современные?

— Это права образца Советского Союза. Они бессрочные. При желании для получения новых прав потребуются медицинская справка, ваш паспорт и заявление. Если в старых правах девичья фамилия – документ из загса.

— Пересдачи теории и вождения не будет?

— Нет...

(Окончание материала читайте ЗДЕСЬ)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter