Дорогу осилит сведущий (Окончание)

Если у вас нет необходимости управлять машиной, то можете обменять...

(Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ)

— Александр Муманенко тревожит вас из Гродно. В мае истекает срок действия моих водительских прав. А летом начнут выдавать удостоверения европейского образца. Можно ли в этой связи отсрочить замену удостоверения до тех пор, пока не станут выдавать права нового образца?

— Если у вас нет необходимости управлять машиной, то можете обменять водительское удостоверение и после истечения срока его действия. Если же вы постоянно за рулем, то рекомендую заменить документ вовремя.

Попутно замечу, что водительское удостоверение нового образца разработано в точном соответствии с международной конвенцией о дорожном движении. Привычные категории от А до Е в нем останутся, но к ним добавятся несколько подкатегорий (для мопедов, автомобилей с прицепом, с полуприцепом и т.д.). Мы сделаем облегченный вариант обмена старого водительского удостоверения на новое. Дополнительных трудностей для автолюбителей и профессионалов не возникнет.

— Из Орши звонят. Виктор Иванович. Недавно читал, что в Великобритании один водитель проездил десять лет без прав. Наконец его остановила полиция и в торжественной обстановке вручила удостоверение, так как все это время он не нарушал ПДД. А у нас такие случаи были?

— Затрудняюсь ответить…

— Я 35 лет колешу без прав… Правда, на мотоцикле «Минск». И меня за это время тоже ни разу не остановил ни один инспектор ГАИ. Значит, езжу безукоризненно. Тогда зачем права?

— Советую все же получить удостоверение. Вы имеете возможность без обучения в автошколе прийти в Орше в подразделение РЭО и сдать экзамен экстерном. Такая практика применяется по всей стране. Стоить это будет в пределах одной базовой величины. Штраф за езду без прав несравнимо выше.

— День добрый! Из Заславля звонит Олег Викторович. С апреля по октябрь езжу на скутере. Когда эти транспортные средства надо будет регистрировать в ГАИ?

— С 1 июля 2010 года. Кроме того, водителям скутеров и мопедов необходимо будет иметь при себе водительское удостоверение категории АМ, для чего предстоит сдать экзамен на знание ПДД без прохождения обучения.

— Антонина Васильевна из Марьиной Горки. Надо ли будет наравне со скутерами регистрировать велосипеды?

— Пока не ясно, когда, но регистрацию велосипедов на себя могут взять районные общества автомотолюбителей. В Минске и крупных городах это не так актуально, как на селе, где велосипед – основной вид транспорта. Порой встречаешь там экземпляры, где, кроме как двух колес, педалей и руля, ничего нет – такие дальше своего двора выпускать нельзя. Если БОАМЛ возьмет на себя контроль, то должный надзор за велосипедами будет. Думаю, новшество отторжения не вызовет, поскольку регистрация планируется бесплатно. Не лишними для велосипедистов будут и краткосрочные курсы, где их научат азам дорожной безопасности.

Хулиганов и пьяных остановит один звонок

– Юлия из Барановичей. Меня и моего ребенка тревожит вопрос: почему некоторые машины на улице ревут, словно гоночные болиды? То ли это неисправность, то ли специально делается для игры на нервах прохожих? ГАИ штрафует таких хулиганов?

– В ГАИ, к сожалению, нет приборов, которые могут измерять шум. Без аппаратно-задокументированного уровня шума инспектор не может предъявить водителю претензий по этому поводу. Однако у нас есть возможность привлечь нарушителя по статье Административного кодекса за переоборудование автомобиля (зачастую машины ревут из-за установленных прямоточных глушителей, что нарушает конструкцию, предусмотренную заводом-изготовителем). Если хулиганы за рулем «болидов» вам мешают, достаточно записать номер машины и передать информацию в ближайший отдел ГАИ.

— Бобруйск, Дмитрий Бородачев. Будут ли в Беларуси запрещены «кустарные» ксеноновые фары? Они слепят водителей встречных автомобилей.

— Научные исследования по этому вопросу в Беларуси пока не проводились. Я, как и вы, располагаю лишь мнениями разных автолюбителей. В темное время суток ксеноновые фары определенно дают больше шансов водителю заметить пешехода или препятствие и избежать беды. Много света на дороге не бывает. Лично я советую при малейшей возможности пользоваться дальним светом фар. Если ксенон слепит, то, скорее всего, проблема в корректировке фар. ГАИ за этим строго не следит, а вот специалисты «Белтехосмотра» могут не допустить такую машину к участию в дорожном движении.

— Мария Сергеевна, город Береза. Узнала, что в прошлом году в Беларуси задержано 54 тысячи нетрезвых водителей. Цифра ужасающая. Как образумить пьяных «автокиллеров»? Когда у них будут отбирать автомобили? Беспокоит меня этот вопрос потому, что мою дочку в прошлом году сбил пьяный водитель (слава Богу, она уже поправилась). Оказалось, негодяй и раньше привлекался за вождение в нетрезвом состоянии…

— Вопрос пьянства за рулем для ГАИ всегда был наиболее острым. Хотя бы потому, что от действий угорелых лихачей страдают совершенно невинные люди. В последние годы мы активно инициировали внесение изменений в законодательство, благодаря чему административная и уголовная ответственность за управление транспортом в нетрезвом состоянии стала еще жестче. Увы, штрафы останавливают не всех: в прошлом году почти 5 тысяч пьяных водителей были задержаны повторно. Необходимость конфискации автомобилей, видимо, уже назрела. Провозгласить идею, однако, легко. Гораздо труднее разработать механизм ее реализации, получить одобрение общества. Пока принятию решения мешает ряд юридических нестыковок. Например, как быть в ситуации, если пьяный водитель берет авто у другого человека? Мы изучаем зарубежный опыт борьбы с пьянством. Возможно, почерпнем из него что-то новое. Но помочь Госавтоинспекции может каждый неравнодушный человек. Для этого достаточно набрать телефон 102, если вы видите пьяного водителя на дороге.

Балльную систему спустили на тормозах?

— День добрый. Сергей Давыдько из Могилева. В советские времена после нескольких просечек в талоне водитель мог лишиться прав. На дорогах была дисциплина. Два-три года назад в стране обсуждалась балльная система, в основе которой тот же принцип. Но проект почему-то спустили на тормозах…

— От системы не отказываемся, но пока не все готово для ее внедрения. Балльная система действует в разных странах, но не везде работает на должном уровне, а кое-где от нее уже отходят. Ввели баллы в Литве, но теперь не хватает сил и средств, ведь требуется создать обширную базу, оснастить инспекторов компьютерами. Франция, перейдя на балльную систему, снизила аварийность в большей степени благодаря интеллектуальным видеокамерам и другим техническим средствам.

— Константин Николаевич на связи. Несколько раз в месяц езжу по работе из Бреста в Минск и обратно. Слышал, скоро всю трассу возьмут под контроль камеры видеонаблюдения. Для чего это нужно? Будут ли фиксироваться мелкие нарушения?

— Система может заработать в первом полугодии этого года. Пока разрабатывается программное обеспечение, на протяжении от Бреста до российской границы устанавливаются видеокамеры. Главная трасса республики должна быть не только самой ровной, скоростной, но и самой безопасной. Основанием для составления административного прокола будут служить зафиксированные камерами нарушения. Такие, например, как превышение разрешенной скорости движения более чем на 10 километров в час.

— В техническом плане ГАИ, конечно, преуспела. Об «Автоураганах» и «Кулонах» наслышаны все. Чем еще удивите водителей?

— «Кулоны» есть фактически в каждой патрульной машине. Нет сегодня недостатка в приборах фото- и видеофиксации, в современных алкотестерах. На подходе освоение других технических новинок. Например, в ближайшее время машины ГАИ будут оборудованы устройством для визуального контакта с водителем – чем-то вроде бегущей строки на заднем стекле. Таким образом можно будет дать информацию водителю: «Остановитесь!», «Снизьте скорость!» и т.д.

— Кирилл из Минска. Недавно на форумах в Интернете появились фотографии трех разных машин с одинаковым «крутым» регистрационным номером (7777 IP-7). Всегда считал, что номер для машины сродни паспорту для человека – должен быть уникальным. Кто-то заработал на продаже одного и того же номера?

— Шум в Интернете подняли на пустом месте. Фото сделаны в разное время. Государственный регистрационный знак, о котором вы говорите, в настоящее время присвоен автомобилю «Бентли Континенталь», принадлежащему иностранному предприятию. Ранее данный номер также присваивался другим автомобилям этого предприятия, что не противоречит нормативно-правовым актам ГАИ.

— Петр Глушко из Минска. На какой машине ездит главный госавтоинспектор страны? Часто ли нарушает правила? Просто интересно.

— Не сказал бы, что в молодости я был примерным водителем. Первую просечку в талон получил в 1985 году в Могилеве за то, что пересек двойную сплошную линию. С тех пор еще пару раз приходилось объясняться с инспекторами и платить штрафы. После армии правил уже не нарушал. Сейчас у меня личная машина «пежо», но езжу на ней редко, поскольку отдал сыну. Зато всегда сажусь за руль служебного транспорта — люблю дорогу и ничего с этим поделать не могу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter