Дорогу осилит инвестор

Валентин Чеканов заявил о стабильности и управляемости

Министр торговли Валентин Чеканов в ходе квартальной коллегии Минторга заявил о стабильности и управляемости ситуации на потребительском рынке Беларуси. По его оценке, в первом квартале страна вышла на положительное внешнеторговое сальдо отчасти и потому, что по многим товарным позициям вполне может обеспечивать внутренний спрос за счет отечественного производства.

Основным показателем работы отрасли с начала года стали достаточно высокие темпы роста розничного товарооборота. Они выше прогнозных параметров: 107,4 % за квартал при прогнозе 105—105,5 %. За этой цифрой — достаточный внутренний спрос и покупательная способность населения, которая, в отличие от прошлого года, даже с учетом инфляции за три месяца не уменьшилась. Главными задачами Минторга были названы сохранение стабильности на потребительском рынке и работа по насыщению торговой сети товарами. Среди важных задач также внешнеторговая деятельность и привлечение иностранных инвестиций. В общем объеме прямых иностранных инвестиций, привлеченных в республику в первом квартале 2012 года, доля Минторга и торговой сферы приближается к 19 %. Основной объем этих инвестиций приходится на Минск (24,4 млн. долларов) и Минскую область (1,53 млн. долларов), значительно слабее активность в регионах. Заметную инвестиционную активность зарубежные компании проявляют не столько в создании торговых объектов или предприятий общепита, сколько в строительстве логистических центров. Только в районе столичной кольцевой автодороги уже действуют несколько таких центров, запланировано строительство новых. Логистические технологии как элемент национальной торговой инфраструктуры должны прийти и в регионы республики, отмечалось на коллегии. При этом участники коллегии Минторга накануне смогли вплотную познакомиться с работой логистических центров при посещении крупных частных предприятий Минского района и СЭЗ «Минск».

Еще одна важная задача поставлена перед отраслью Президентом и правительством: организация производства брендовой продукции на территории Беларуси. Каждый регион должен предложить как минимум по одному подобному инвестпроекту, заметил министр торговли.

Следует заметить, что, в отличие от иных отраслей, в торговле доминирует частный сектор. Частные торговые предприятия составляют свыше 90 % всей торговой инфраструктуры республики. Министр подчеркнул, что все они должны включаться в выполнение общегосударственных задач.

Одна из таких задач — развитие придорожного сервиса. К началу 2014 года он в Беларуси должен соответствовать европейским стандартам по насыщенности инфраструктуры и спектру услуг, заявил в ходе коллегии первый заместитель министра торговли Беларуси Александр Забелло. А это значит, что на каждые 40 км автотрассы должно приходиться не менее одного объекта придорожного сервиса с полным комплексом услуг (АЗС, автосервис, стоянка, розничная торговля, кафе, санитарные комнаты или мотель). Пока белорусский объект придорожного сервиса — это чаще всего АЗС с небольшим магазинчиком. Но это «ядро» должно обрастать более солидной инфраструктурой, привлекая все больше клиентов. Александр Забелло сообщил, что по такому критерию, как комплексность предлагаемых услуг, мы отстаем не только от Европы, но и от своих соседей — Украины и России.

Сегодня в стране 400 объектов придорожного сервиса, и за 2012 год в строй войдет еще 50. Если определить среднюю насыщенность автотрасс, то картина вроде бы неплохая. Но «это лукавая цифра средней температуры по больнице», как выразился первый замминистра. Где-то густо, а где-то и пусто. Например, на участке Кобрин—Барановичи на протяжении 70 км нет ни одного объекта. И это на одной из главных автомагистралей страны! Один из поводов наращивать придорожный сервис — подготовка к чемпионату мира по хоккею 2014 года. Александр Забелло напомнил о преференциях, которые установлены для физических и юридических лиц, инвестирующих в объекты придорожного сервиса: оперативное выделение земельных участков, упрощенная процедура оформления проектно-сметной документации, льготное кредитование. Многое в этом деле также зависит от основных операторов, которые представлены на наших дорогах. Это «Белнефтехим», Бел-коопсоюз, предприятия коммунальной собственности. Они инвестируют сами, но им также предложено привлекать инвестиции для развития придорожной инфраструктуры. Конечно, резкий рывок вперед в этом деле стал бы возможен в случае прихода в Беларусь крупного сетевого оператора торговли и общепита из Европы. Его предприятия могли бы появляться и в условиях партнерства с местными «королями бензоколонок» и иными хозяевами придорожных торговых объектов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter