Развитие международных транспортных коридоров, ремонт мостов, обновление парка пассажирских поездов: в Минтрансе рассказали о развитии отрасли до 2025 года

Дорогу — нужным проектам

Ускоренное развитие сферы услуг, в том числе транспортного комплекса, — одна из важных составляющих Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы. В течение ближайшей пятилетки, в частности, предстоит улучшить транспортную инфраструктуру, повысить ее безопасность и доступность, увеличить транзитный потенциал страны. О некоторых аспектах данной работы рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.

В настоящее время на Белорусской железной дороге насчитывается 40 единиц нового современного подвижного состава, который задействован для перевозок как в городском, так и в региональном и межрегиональном сообщении.
Фото Алексея Вязмитинова


— Алексей Николаевич, принято считать, что по состоянию дорог, по тому, как развита дорожная инфраструктура, обычно судят и о социально-экономическом развитии всего государства. Каковы планы по обновлению республиканских автодорог в течение начавшейся пятилетки?

— Программа социально-экономического развития на 2021—2025 годы предусматривает дальнейшее развитие международных транспортных коридоров. Инструментом выполнения поставленной задачи является реализация государственной программы «Дороги Беларуси», которая в целом охватывает все проекты в сфере дорожного хозяйства на предстоящие пять лет.

В планах на пятилетний период значится реконструкция такого крупного объекта, как автодорога М-3 Минск — Витебск на участке Минск — Плещеницы. Заинтересованность в финансировании данного проекта выражает Евразийский банк развития. Сейчас с ним ведутся активные переговоры. Кроме того, прорабатываем возможность привлечения средств Экспортно-импортного банка Китая для реконструкции дороги Р-46 на участке Лепель — Полоцк со строительством обхода и моста через Двину. Тем более у нас имеется положительный опыт работы с данным финансовым институтом в ходе реализации проекта по реконструкции автодороги М-5 Минск — Гомель.

Что касается текущего года, то уже осенью планируется завершить строительство участка дороги Р-53 до города-спутника Минска — Смолевичей — по параметрам категории I-б (четыре полосы движения), Р-23 на участке Солигорск — Слуцк и участка Р-16 Тюхиничи — Высокое — граница Республики Польша (Песчатка). Начаты работы на юго-западном обходе Могилева, а в планах на пятилетку — строительство обходов Мира и Витебска.

Программа социально-экономического развития на 2021—2025 годы предусматривает дальнейшее развитие международных транспортных коридоров.
Фото  БЕЛТА

— Какие работы будут проводиться на местных дорогах и мостах?

— Поставленная Главой государства задача отремонтировать и реконструировать за предыдущий пятилетний период не менее семи тысяч километров местных дорог выполнена. В планах на 2021—2025 годы — сохранить темпы и как минимум выполнить работы в таком же объеме. 

Что касается мостовых сооружений, то ежегодно проводится обследование их состояния. Особое внимание уделяется объектам, аналогичным мосту через реку Припять в Житковичском районе, который, напомню, был восстановлен в 2018 году. К тому же у нас определен ранжированный перечень объектов, требующих ремонта в первую очередь.

В целом на пятилетку планируется улучшить транспортно-эксплуатационное состояние 107 мостовых сооружений на республиканских дорогах и 137 — на местных.


— Программа социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы предусматривает расширение функциональности и комплексности логистических центров. Как планируется решать эту задачу?

— Здесь мы видим несколько направлений работы. Во-первых, развитие сектора логистических операторов более высокого уровня (3-PL-провайдеров) — организаций, предоставляющих комплексные услуги для клиентов. Предполагается, что данные компании будут вовлечены в систему биржевой и электронной торговли во внешнеэкономической деятельности и к организации поставок экспортно-импортных грузов Беларуси. Также планируется расширение электронного документооборота, включая формирование онлайн-платформы Национальной системы электронной логистики. Во-вторых, целесообразно расширение специализации и увеличение количества пунктов таможенного оформления в логистических центрах, включая переход на удаленные и бесконтактные формы декларирования. В планах — разработка национального универсального стандарта по надлежащей дистрибьюторской практике (оптовой реализации) в логистических цепях поставок и сертификация на соответствие установленным требованиям.


— Каковы перспективы дальнейшего обновления парка пассажирских поездов?

— В настоящее время на Белорусской железной дороге насчитывается 40 единиц нового современного подвижного состава, который задействован для перевозок как в городском, так и в региональном и межрегиональном сообщении. В 2019 году между БЖД и компанией ЗАО «Штадлер Минск» был подписан контракт на поставку десяти современных пятивагонных электропоездов для межрегиональных перевозок. В настоящее время поступило уже три электропоезда, которые с 6 сентября начали курсировать по маршруту Минск — Гомель. Поставка остальных семи запланирована на октябрь 2021-го — апрель 2022 года. Новый железнодорожный состав будет задействован на наиболее востребованных у пассажиров электрифицированных участках магистрали.

Добавлю, что на протяжении последних лет Белорусской железной дорогой реализовывается концепция по сокращению времени в пути из столицы до областных центров. Цель — обеспечить более комфортные условия перевозки пассажиров в дневное время современным подвижным составом. Уже сегодня во все областные города, кроме Гродно, можно доехать поездами межрегиональных линий бизнес-класса за три часа, а в некоторых случаях даже быстрее, тогда как ранее на это требовалось 4,5 часа. С учетом специфики железнодорожной сети проезд до Гродно составляет менее четырех часов, хотя прежде необходимо было более пяти часов. Кроме этого, в межрегиональном сообщении Минск — Могилев организовано курсирование трех пар поездов, увеличена частота обращения поездов между Минском и Витебском, введен новый маршрут Минск — Пинск. Оптимизировано время следования в пути поездов данной категории и региональных линий.

— В условиях действующих ограничений на полеты отечественных авиаперевозчиков через страны ЕС задача расширения географии полетов имеет первостепенное значение. Куда в ближайшей перспективе смогут полететь наши пассажиры?

— Сегодня мы видим значительный рост спроса на авиаперевозки между Беларусью и Россией. В связи с этим ведется активная работа по расширению маршрутной сети «Белавиа» именно в этом направлении. Кроме того, привлекаются к выполнению полетов новые российские авиакомпании, а также расширяется сотрудничество с уже имеющимися перевозчиками по существующим маршрутам. В целях стабильного развития «Белавиа» проводится работа с авиационными администрациями «восточного вектора» для осуществления регулярных и чартерных воздушных пассажирских перевозок.


Отмечу, что теперь выполняются регулярные рейсы в 22 аэропорта девяти государств. Полеты осуществляются в Россию, Казахстан, Грузию, Азербайджан, Армению, Узбекистан, Израиль, Турцию и ОАЭ. Если говорить о чартерных направлениях, то в текущем году белорусы смогут отправиться в Иорданию и на новый курорт в Египте (Марса-эль-Алам).

КСТАТИ

В сфере международных автомобильных перевозок продолжается работа по упразднению разрешительной системы с иностранными государствами. Создание максимально комфортных условий для работы бизнеса в данной области является одним из приоритетов. Так, экспорт услуг автомобильного транспорта за первое полугодие 2021 года вырос на 26 процентов и составил около 851 миллиона долларов США. На сегодня соглашения о международном автомобильном сообщении подписаны с 46 странами. В планах Минтранса — расширить перечень таких государств. В рамках взаимодействия с зарубежными коллегами на постоянной основе предлагается перейти на безразрешительную систему выполнения международных автоперевозок и закрепить соответствующую норму в двустороннем соглашении. Такие подходы уже реализованы в отношениях со Швейцарией и Молдовой. К слову, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями в июне нынешнего года в Узбекистан и Таджикистан направлены проекты протоколов о внесении изменений в двусторонние соглашения, предусматривающие отмену разрешительной системы на все виды автомобильных перевозок.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter