Из редакционной почты

Дорого и сердито

Из редакционной почты

В минувшие выходные решила навестить родственников в небольшом райцентре Минской области. Дорога от столицы занимает два с небольшим часа. Еще несколько лет назад добраться сюда можно было лишь автобусами «Миноблавтотранса». Теперь — и с помощью частных извозчиков. Людям это удобно. Юркие маршрутки курсируют между Минском и райцентром по нескольку раз в день, прямиком идут до места назначения, не делая длинных остановок в пути, и по приезде даже развозят клиентов по домам.


Сарафанное радио сделало широкую рекламу частникам. Имена перевозчиков и номера диспетчеров в городе по памяти назовет почти каждый. Их немало. Мужчины в самом расцвете сил и лет оставляют учительский труд (мелкую торговлю на местном рынке, покидают заводские цехи и пр.) и начинают крутить баранку. В восьмитысячном городе 30 ИП, занимающихся перевозкой пассажиров. И у всех есть работа!


Итак, предварительно созвонившись с диспетчером, мы оговорили удобное время и место отправления обратно. Тут, пожалуй, уместно вспомнить, как непросто порой дозвониться по единственному городскому номеру до диспетчера автовокзала, а, получив короткий ответ, следом слышать в трубке короткие гудки...


Но это, как говорится, лирика. «Проза» началась в пути. Увы, не мы, клиенты–пассажиры, а частники, хозяева маршруток на деле диктуют сегодня нам свои условия. То, что в салоне пассажиров окажется больше и, потеснив остальных, доедут они со скидкой и на стульчиках, «заботливо» предусмотренных водителем, а обогрев в лютые–то морозы будет работать еле–еле, вежливая диспетчер не сказала. Добрых полпути, не выпуская из рук мобильный телефон, шофер рассуждал о недобросовестной конкуренции и на чем свет ругал Гену, переманившего часть его клиентов. Но самое интересное было уже почти в конце пути. «Приготовьте деньги для оплаты», — послышалось на подъезде к МКАД. Протягиваю деньги со словами: «Мне нужен билет». «С билетом проезд дороже и придется проехать на вокзал», — не подбирая тон, парирует водитель. Но мне не нужен вокзал. Мне нужен билет...


Не первый раз сталкиваюсь с подобной ситуацией. В командировках приходилось видеть, как, извлекая из–под полы кассовый аппарат, водитель скрепя сердце выбивает–таки необходимый проездной документ. В этот раз квиток попросила из принципа. Хотя знала, что здесь и сейчас мне его не дадут. Изрядно промерзшая в пути, махнула рукой, т.к. не было ни сил, ни желания доводить это дело до конца. И примерно так поступает каждый. Потому и потянулись в этот бизнес все кому не лень. За легкими деньгами. Неужели частники ушли в неуправляемое плавание?


Марина КОНОПЛИЧ.


Путевка в туржизнь


Туризм уверенно занимает одно из ключевых мест в структуре современной экономики. Такие страны, как США, Италия, Китай, Германия и ряд других, зарабатывают сотни миллиардов долларов ежегодно, привлекая иностранных туристов. В туристических секторах этих стран заняты десятки миллионов людей, что позволяет обеспечивать экономику хорошо оплачиваемыми рабочими местами, успешно бороться с безработицей. При всех успехах, которые делает белорусская туристическая отрасль (по темпам развития туризма в 2012 году Беларусь вошла в десятку стран с наиболее динамично развивающимся туризмом), ей еще далеко до того уровня, который сделает ее одним из столпов белорусской экономики.


Выход КНР на первое место в мире по расходам туристов за рубежом (102 миллиарда долларов по итогам 2012 года) должен стать важным сигналом для развития отечественной туристической отрасли. Учтем, что еще в 2005 году Китай занимал только седьмое место по расходам своих туристов за границей. Но вместе с ростом экономики возрастал и поток китайских граждан, отдыхающих за рубежом. В 2012 году китайские туристы потратили за пределами страны на 40% больше средств, чем в 2011 году. Белорусско–китайские отношения являются образцово–показательными по стабильности и глубине сотрудничества. В июле 2013 года в Пекине была подписана декларация об установлении всестороннего стратегического партнерства. Это означает, что нам необходима отдельная стратегия по привлечению туристов именно из Китая, в расчете на то, что часть этой огромной суммы, которую китайские туристы готовы тратить на туризм, придется на экономику Беларуси. Перспективы такой стратегии и в том, что рост расходов на туризм за рубежом со стороны китайских граждан будет только возрастать (только с 2000 года они выросли уже в восемь раз). При этом учтем, что в 2012 году за рубеж с туристическими целями выезжали только 83 миллиона граждан Китая. Какого же масштаба зарубежные траты будут в последующие годы, когда выезжать будет в два–три раза больше китайцев?


Как можно резко увеличить поток туристов из Китая?


Прежде всего необходимо срочно реализовать давно обсуждаемую идею — прямое авиасообщение между Минском и Пекином. Нынешние маршруты — с пересадками в Туркменистане, Москве или Вене слишком утомительны. К тому же при этом необходимо, помимо белорусской туристической визы, оформлять и транзитную, что вряд ли порадует любого туриста. Необходимо подумать и о цене перелета — чем ниже она будет, тем больше туристов приедет в Беларусь, оставив в экономике намного большие суммы, чем способны заработать авиакомпании на высокой цене перелета.


Второе — решение вопроса непосредственно с белорусской визой. В настоящее время белорусскую визу гражданину Китая можно получить только при личном визите в белорусские консульские отделения в Пекине или Шанхае. Это неудобно для тех, кто в этих городах не живет, но хочет посетить нашу страну. Можно пойти по австралийскому пути, что вполне вписывается в планы быстрыми темпами развивать электронное правительство в Беларуси. Визу в Австралию с недавних пор стало возможно оформить через интернет. А присылают ее в случае одобрения заявки по электронной почте — достаточно распечатать визу и вложить в паспорт.


В–третьих, необходимо тщательно продумать привлекательные предложения для китайских туристов. Основной акцент следует делать именно на безопасном отдыхе в центре Европы, совмещаемом с возможностью экскурсий по интересным местам. На первом месте для китайцев, несомненно, будет Беловежская пуща как место, где было принято решение о распаде СССР. Актуальны экскурсии на «Линию Сталина» и в Брестскую крепость. Кроме того, сами китайцы неоднократно заявляли об интересе к экзотическим маршрутам по чернобыльской зоне, что поспособствует и развитию пострадавших от катастрофы регионов.


Без активного участия государства в реализации подобных планов не обойтись. Если будут сделаны первые, самые важные шаги, после которых резко возрастет приток китайских туристов, станут возможны и схемы в формате государственно–частного партнерства, а также и сугубо частные инициативы. Особенно важным станет привлечение китайского капитала для строительства новых гостиниц и агроусадеб в регионах Беларуси, который обязательно придет, увидев значительный рост китайского туризма в нашу страну.


Сергей КИЗИМА, доктор политических наук.

 

Советская Белоруссия №18 (24401). Четверг, 30 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter