30 мая — последний звонок

Дорогие мои выпускники

30 мая — последний звонок...

Конусы соцветий каштанов, еще неделю назад неуловимо похожие на порции мороженого, стали рыжими, как будто белое мороженое густо обсыпали шоколадной крошкой, а некоторые соцветия облетели. Пышные деревья, напоминавшие гигантские букеты, стали обыкновенными. Стрижи прилетели, носятся над парком, прошлогодние гнезда под крышами и балконами поправляют. Сирень завяла. Правда, в тенистых дворах и за городом она еще кое–где есть. Если постараться, то можно наломать букет. А вот жасмин еще цветет и пахнет... Все эти приметы говорят о том, что весна заканчивается и начинается лето. В больших и малых магазинах появились объявления — черным по белому о том, что алкогольные напитки 30 мая продаваться не будут. Это тоже знак, что начинается лето. 30 мая — последний звонок...


Он прозвенит для тех, кто одиннадцать лет назад пришел в школу, стоял во дворе, хлопал глазами, не зная еще, кому вручить букет цветов, что говорить, что делать. Некоторые первоклассники не выдерживали напряжения торжественного момента, по щекам катились слезы. Форма была непривычной, сковывала движения. Хотелось расстегнуть пуговицы, заняться чем–то знакомым, очень таким детским, тем, что нравится и что умеешь делать. Рядом, кроме родителей, суетились нарядные учителя, стараясь быть сдержанными, строгими, но справедливыми. И директор школы что–то громко говорил в микрофон, напутствуя подавленных и растерянных первоклашек. А ученики старших классов поглядывали на мелких детишек, как на свои фотографии десятилетней давности, узнавая в ответных взглядах то, что сами когда–то чувствовали и переживали, но уже успели забыть. Старшеклассники читали стихи, танцевали и пели. Что–то о счастливых школьных годах, о белогривых лошадках и быстро летящих облаках, о прекрасном и далеком, а потом и из взрослого репертуара, на английском языке. Вся эта торжественная возня — стояние ровным строем, непривычная одежда, букеты, пожелания, напряженные лица родителей, придирчивые взгляды учителей — давила. Хотелось домой, к игрушкам, мультикам и прочим радостям.


Сегодня те, кто одиннадцать лет тому назад стоял неровной шеренгой, испуганно хлопая широко открытыми глазами и переминаясь с ноги на ногу, превратились в выпускников. Сегодня им кажется, что они все знают, все умеют, на взрослых можно не обращать внимания, слушать, пропуская замечания мимо ушей. В школах, гимназиях и лицеях они провели больше половины своей жизни. Теперь им надо уходить. Я смотрю в их глаза. Да, они держат себя уверенно, свободно и раскованно. Они знают о своих учителях много больше, чем предполагают педагоги. Они переросли школу. У них появились уже недетские ценности и понятия, их сложно чем–то удивить, а поразить почти невозможно. Но в глазах юношей и девушек есть то же удивительное выражение, которое было одиннадцать лет назад. Вроде все известно наперед: планы намечены, цели определены, все должно получиться... Но волнение перед будущим еще не уходит, не исчезает.


Девушки–выпускницы, так не любившие школьную форму, до умопомрачения спорившие с учителями, приносившие домой замечания в дневниках, вдруг пересмотрели свои взгляды на либеральный дресс–код. Превратились в консерваторов. В последние весенние дни они бегают на примерки к портнихам, а те шьют строгие школьные платья цвета каштана, белые передники со сборками и рюшками. Выпускницы готовят школьную форму на торжественный выход. Такая в магазинах уже давно не продается. Девушки и их мамы выискивают и добывают гофрированную полупрозрачную ткань, из которой сделают замысловатые банты, а потом и повяжут в заплетенные косички. Да, еще обувь! Но тут все проще: чем выше и невероятнее будут каблуки, тем лучше, тем выразительнее... И в макияже никаких ограничений. Но вся эта «красота неописуемая», наивная — лишь на один раз, на один день. Чтобы прийти в школу и услышать последний звонок, заплакать...


Осенью с каштанов будут не лететь под ноги рыжие легкие лепестки засохших соцветий, а падать каштаны. Круглые, влажно блестящие, словно тронутые лаком. Сегодняшние выпускники станут студентами, будут другими, лето изменит их жизнь. И все опять повторится.

 

Советская Белоруссия №96 (24233). Среда, 29 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter