Отдых без ограничений: какие туробъекты сегодня у нас доступны инвалидам

Дороги, покоренные коляской

Инклюзивный туризм, то есть открытый для людей с ограниченными возможностями, в нашей стране только зарождается. До западных стран, где доля инвалидов среди туристов составляет 8—11 процентов, нам еще, конечно, далеко. Но в последние годы путешествие и оздоровление людей в инвалидных колясках, слабослышащих, незрячих, имеющих интеллектуальные нарушения, уже не кажутся фантастикой. О том, какие объекты туризма сегодня доступны для людей с ограниченными возможностями, рассказала старший преподаватель факультета международных отношений БГУ Наталья Борисенко-Клепач.

Ловля рыбы для колясочника — адреналин и позитивные эмоции.

Санаторий.  И  даже  бесплатно


Наиболее реальным путем отдохнуть, оздоровиться и получить новые впечатления для человека с инвалидностью был и пока остается санаторий. Он, во-первых, более доступен с финансовой точки зрения — есть возможность отдохнуть за счет госбюджета. Для инвалидов-колясочников в белорусских санаториях сегодня предусмотрено почти в восемь раз больше мест, чем, скажем, 8 лет назад. Во-вторых, с созданием безбарьерной среды в здравницах все очень неплохо. Как правило, все обустроены пандусами и скатами, в большинстве есть специальные санузлы и парковки.

По данным одного из специализированных сайтов, 33 белорусских санатория позиционируют себя как открытые для отдыха людей с инвалидностью. Но прежде всего речь идет о тех четырех, которые специализируются на оздоровлении ветеранов и инвалидов: два из них находятся на Минщине и два — на Брестчине. В остальных здравницах, как правило, предусмотрены только отдельные номера для маломобильных людей. К слову, если отдыхать за свой счет, наличие инвалидности будет фактором, требующим дополнительных финансовых затрат. Как правило, за пребывание в безбарьерных условиях в подавляющем большинстве санаториев берется дополнительная плата. Индивидуальные запросы, выходит, дорогого стоят.

Экологический  туризм


В этом году для людей с ограничениями появилась возможность экотуризма. В Воложинском районе полгода назад стартовал первый и пока единственный целостный турпродукт для инвалидов. На экотропе «Белокорец» протяженностью 1300 метров можно погулять, подышать свежим воздухом, а в находящейся неподалеку усадьбе — покататься на специальном плавательном средстве по водоему. Посетить место отдыха могут не только колясочники, но и люди с другими видами ограничений — по зрению, с интеллектуальными нарушениями. На экотропе предусмотрены интерактивные стенды, тактильные карты и макеты животных и птиц.

Экотропа принимает путешественников круглый год. В зимнее время дорожки расчищаются от снега. Предварительных заявок оставлять не нужно, посещение бесплатное. Поэтому и в холодное время года это место не пустует.

Есть и другие варианты сельского отдыха на природе для людей с ограниченными возможностями. Правда, немногочисленные. Около 20 белорусских агроусадеб сегодня готовы принять «особых» гостей.

Борисовчанин Валерий РУМЯНЦЕВ накрутил руками 9 тысяч километров во время марафона из Санкт-Петербурга в Алматы.

Экскурсии


По результатам последнего выборочного мониторинга, 68 туристических объектов Минска, который проводил Офис по правам инвалидов и БГУ, только каждый пятый из них признан доступным. Каждый четвертый — условно доступным. Это значит, там могут быть пандусы, но нет, например, туалета для колясочников. Или все предусмотрено для свободного передвижения маломобильного человека, но слабослышащий или незрячий там почувствует себя полностью беспомощным.

Сегодня путешественники с инвалидностью реально могут посетить Национальный аэропорт «Минск-2», аквапарк «Лебяжий», ТЦ «Галерея Минск», ТЦ «Замок», «Чижовка-Арену», Большой театр оперы и балета, Дворец искусства, музей «Дудутки», новые станции метро и некоторые столичные кинотеатры. А вот большинство музеев для маломобильных туристов — пока непокоренные вершины.

Подробнее  узнать об особых условиях на туристическом объекте проблематично. Информация на интернет-сайтах нередко устаревшая или не соответствует действительности. Альтернативный вариант — обратиться в турфирму, чтобы поиском доступных для посещения мест занялся специалист. Но и здесь придется встретиться с жесткими ограничениями: всего 4—5 белорусских туристических компаний готовы сотрудничать с людьми с особыми потребностями.

— Нередко приходится слышать, что людей с инвалидностью слишком мало, чтобы инвестировать в создание соответствующей инфраструктуры, хотя многие признают, что доступность повышает конкурентоспособность туробъекта, — констатирует Наталья Борисенко-Клепач. — На самом деле эксперты считают это направление перспективным. В столице за последние 11 лет число инвалидов выросло на 11 процентов. А в современном международном понимании инклюзивного туризма к людям с ограниченными возможностями причисляют и пожилых, и больных ожирением, то есть всех, для кого привычные для обычных туристов подъемы и ступеньки могут оказаться непреодолимыми. И если учитывать все эти категории, в особых условиях путешествий и отдыха нуждается почти треть населения Беларуси.

Свой  выбор  и  свой  маршрут


Самый сложный из возможных вариантов туризма для инвалидов — самостоятельное путешествие, особенно в формате «куда душа желает». Это выбор самых сильных, для которых инвалидность из тяжелого бремени превращается в мощный инструмент саморазвития.

55-летний Валерий Румянцев из Борисова оказался в инвалидной коляске после травмы позвоночника более тридцати лет назад. Как инвалид I группы, своим правом на оздоровление в санаториях за всю жизнь так и не воспользовался. Зато занимался паралимпийскими видами спорта. Благодаря участию в соревнованиях увидел мир, побывав во многих странах Западной Европы, Японии и США. Одно из его достижений — за полгода проехал на инвалидной коляске 9 тыс. километров от Санкт-Петербурга до Алматы, за что удостоен российского ордена Мужества. Ночевал и в хорошей гостинице, и под открытым небом.

В Туркменистане покатался на верблюде.

— Барьеры для колясочников есть и будут всегда, — считает он. — Если всего бояться, надо безвылазно сидеть в квартире, что, собственно, большинство из нас и делает.

Сегодня Валерий Румянцев предпочитает туризм в пределах родной области. Организует поездки на водоемы, где хорошо клюет рыбка. Раз в месяц-два обязательно старается поудить на Березине, Вилейском водохранилище, прудах в Дзержинском районе.

Выехать туда не считает слишком большой проблемой — многоквартирный дом, в котором живет, оборудован пандусом. Сам водит автомобиль на ручном управлении. Впрочем, верная супруга всегда сопровождает его. Сейчас глава семьи дожидается, когда лед на реке окрепнет, чтобы открыть сезон на подледный лов. Часто зовет с собой и друзей — как здоровых, так и колясочников.

— Помощь со стороны нужна незначительная — чтобы придержать лодку у берега и я смог пересесть в нее с коляски, — объясняет он. — Плюс выпилить лунку — я, признаюсь, не смогу работать инструментом, сидя на коляске. Все остальное делаю самостоятельно.

Рыбалка колясочника, по мнению Валерия, отличается только более тщательным выбором места — чтобы был удобный подъездной путь. Ловит и с берега, и на плаву. Не обходилось, конечно, без форс-мажоров. Однажды во время ловли резиновая лодка прокололась. Валерий был в ней один, в километре от берега. Но подал сигнал товарищу — и тот через минуту был рядом, помог перебраться в свою лодку.

— Утонуть я не мог, — смеется, предваряя мой вопрос о неоправданном риске. — Слишком хорошо умею плавать, Березину легко переплываю. Но адреналин рыбаку-колясочнику, поверьте, так же необходим, как и всем остальным!

КОМПЕТЕНТНО

Александр РУМАК, заместитель министра труда и социальной защиты:


— Неработающие инвалиды I и II группы имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление, но не чаще одного раза в два года. Лица, сопровождающие инвалидов I группы в санаторно-курортные или оздоровительные организации, также обеспечиваются бесплатными путевками, но без лечения. Необходимость сопровождения должна быть подтверждена заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Инвалиды III группы обеспечиваются санаторно-курортным лечением согласно очередности в зависимости от даты подачи заявления. Стоимость путевки для них зависит от уровня денежного дохода и сезона. В учреждениях системы Минтруда, куда входят четыре социально ориентированных санатория на 864 места, которые всегда стопроцентно загружены, оплата не превышает 15—30 процентов стоимости путевки.


Фото из личного архива героя

kozlovskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter