Дороги, которые мы выбиваем

Мужчинам, конечно, проще.
Мужчинам, конечно, проще. Они могут позволить себе без риска для здоровья маршировать по улице с высоко поднятой головой. А вот нам, женщинам, приходится быть бдительными, чтобы в прямом смысле не упасть в грязь лицом, зацепившись тонким каблучком за тротуарную выбоину. Можно, конечно, тешить себя надеждой, что в скором будущем городские тротуары и автомобильные дороги станут гладкими, а улицы, даже самые маленькие и окраинные, сплошь заасфальтируют. Во всяком случае, согласно социальному стандарту (разработка таких стандартов в нашей стране подходит к завершению), все населенные пункты должны быть заасфальтированы как минимум на 60 процентов. Вот только реально ли это, к примеру, на Могилевщине? С таким вопросом я обратилась к начальнику "Могилевоблдорстроя" Николаю Кравцову.

- Сегодня в области из 9.043 километров дорог (имеются в виду лишь находящиеся на балансе нашего предприятия, не считая автомагистрали и дороги республиканского значения, которые тоже проходят через населенные пункты) в асфальтобетон "одеты" 3.740,7 километра, в цементобетон - 146,2 километра, что составляет 44,6% от их общей протяженности, - говорит Николай Дмитриевич. - Для примера - в Осиповичском районе из 489 километров дорог заасфальтировано 193,1, в Белыничском из 439,5 - 201 километр, в Чаусском - 183,2 из 459. Для того чтобы выполнить социальный стандарт, необходимо заасфальтировать по области еще 1.682 километра. Для сведения: стоимость одного километра однослойного асфальтобетонного покрытия обходится сегодня примерно в 70 миллионов рублей, то есть на выполнение задания нам потребуется 117,7 миллиарда!

А на этот год из областного бюджета на строительство, ремонт и содержание дорог нам выделено всего лишь 26 миллиардов. По сравнению с необходимой суммой - мизер.

Средства на строительство и обслуживание дорог предусмотрены и государственной программой "Дороги Беларуси". Согласно этой программе в 2000 году "Могилевоблдорстрою" должны были перечислить 23 миллиарда 306 миллионов 728 тысяч рублей, перечислили же около 7,5 миллиарда (31,6 процента). В прошлом году вместо почти 59 миллиардов рублей предприятие получило 17 миллиардов 860 тысяч (30, 3 процента).

А ведь на Могилевщине требуют ремонта около 40 процентов дорог с твердым покрытием. Чтобы асфальт попросту не рассыпался, его периодически (раз в 4 года) нужно обновлять. Однако ремонт некоторых дорог, по словам Николая Кравцова, не проводился 10 - 15 лет.

- Конечно, мы стараемся сохранить то, что имеем, - говорит Николай Дмитриевич. - Проводим поверхностную обработку, "укатали" подъезды к населенным пунктам, куда не могли добраться ни "скорая", ни автолавка. На выбоины уложили трубы, засыпали, утрамбовали грейдером... Согласно программе "Дороги Беларуси 1997 - 2005 гг.", приняли на баланс 3.460,5 км внутрихозяйственных автомобильных дорог, в том числе 2.173,6 км - с грунтовым покрытием. За этот период 62,1 километра дорог с грунтовым покрытием переведены в гравийные за счет выполнения работ по строительству, капитальному и среднему ремонту, а также за счет инвентаризации.

Были бы средства, мы в силах выполнить социальный стандарт. Года за два. Рабочей силы предостаточно: если лет 7 - 10 назад наши ДРСУ были загружены работой на 100, а то и более процентов, то теперь от силы на 30. Только вот где взять деньги, чтобы обеспечить бесперебойную работу? И не только на строительство, но и на обслуживание - это уже другой вопрос...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter