Дорогая наша мамочка

А как в России с суррогатным материнством?

Россия, так же как и Беларусь, одна из немногих стран, где суррогатное материнство абсолютно законно.В большинстве государств мира оно находится вне правового поля. Более того, в таких странах, как Франция, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, некоторых штатах США, суррогатное материнство и вовсе запрещено.


В России долгое время биологические родители и женщины, вынашивающие их ребенка, по многим вопросам попадали в правовой вакуум и отстаивать свои права зачастую им приходилось в суде. 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации». Он призван устранить все правовые пробелы и расширить возможности людей, нуждающихся в услугах суррогатной мамы. Кардинальное отличие вновь принятого закона заключается в том, что он позволяет воспользоваться услугами суррогатной матери не только семейным парам, но и людям, не состоящим в браке, а также одиноким женщинам.


Воспользоваться услугами суррогатной матери в России можно только по медицинским показаниям. Официально «не хочу рожать, чтобы не портить фигуру», теперь нельзя. Еще один существенный момент: суррогатная мать отныне не может быть одновременно донором яйцеклетки.


По российским законам гражданство будущих родителей не имеет никакого значения, поэтому в Россию каждый год приезжает большое количество иностранцев, чтобы воспользоваться услугой суррогатного материнства. При этом сами россияне в последнее время все чаще едут за данной услугой в Беларусь. Так в чем причина? Российские медицинские центры, занимающиеся суррогатным материнством, говорят, что дело в цене. Средний гонорар суррогатной матери в Беларуси максимум 15 тыс. долларов США, в то время как в одной из популярных российских клиник — не менее 20 тыс. долларов плюс немалая сумма за подбор суррогатной матери. Процедура ЭКО в среднем в Беларуси стоит порядка 3–4 тыс. долларов США, в России — 7 тыс. долларов. Впрочем, правоведы считают, что медики лукавят и дело не только в цене. Несмотря на принятый закон, российское законодательство все же уступает белорусскому, максимально защищающему всех участников программы. Их главное отличие в том, что по российским законам матерью суррогатного ребенка считается та женщина, которая его вынашивает, и пока она официально в письменной форме не откажется от ребенка, генетические родители не имеют на него никаких прав. Все это зачастую приводит в лучшем случае к шантажу с требованиями большего гонорара, в худшем — суррогатная мать оставляет ребенка себе. Такие случаи известны в мировой практике.


По белорусским законам после рождения ребенка суррогатная мать обязана передать, а генетическая мать — принять новорожденного. То есть генетическая мать является матерью ребенка и юридически, а суррогатная мать никаких прав на ребенка не имеет, она лишь оказывает возмездную услугу.


Юлия Васильева


julia@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter