Дорогами истории на раритетных авто колесит внук погибшего солдата.

Жители немецкого города Торгау были поражены. На улицах среди шикарных “мерседесов”, импозантных “БМВ” они вдруг увидели “престарелый” грузовик “ЗИС-5” с деревянным кузовом, сошедший с конвейера еще в довоенное время. Именно на таких машинах 65 лет назад к восточному берегу Эльбы прибыли советские солдаты...А потом к автомашине бросились местные журналисты. В кабине грузовика сидел Александр Сильвашко, тот самый советский лейтенант, который в апреле сорок пятого одним из первых обнял американского офицера – запечатлевший это снимок обошел все газеты мира, стал символом боевого братства союзников в борьбе против фашизма. А рядом с ветераном смущенно улыбался водитель раритета Владимир Протасеня. Который не только восстановил вынесший тяжести военного лихолетья и возрождения разрушенного хозяйства легендарный грузовик, но и свято бережет память о тех, кто победил в далеком 45-м.

Жители немецкого города Торгау были поражены. На улицах среди шикарных “мерседесов”, импозантных “БМВ” они вдруг увидели “престарелый” грузовик “ЗИС-5” с деревянным кузовом, сошедший с конвейера еще в довоенное время. Именно на таких машинах 65 лет назад к восточному берегу Эльбы прибыли советские солдаты...
А потом к автомашине бросились местные журналисты. В кабине грузовика сидел Александр Сильвашко, тот самый советский лейтенант, который в апреле сорок пятого одним из первых обнял американского офицера – запечатлевший это снимок обошел все газеты мира, стал символом боевого братства союзников в борьбе против фашизма. А рядом с ветераном смущенно улыбался водитель раритета Владимир Протасеня. Который не только восстановил вынесший тяжести военного лихолетья и возрождения разрушенного хозяйства легендарный грузовик, но и свято бережет память о тех, кто победил в далеком 45-м.

На броневике – в прошлое

На “Захарке”, как когда-то любовно называли автомобилисты “ЗИС-5”, Владимир Протасеня, приглашенный участвовать в автопробеге в честь очередной годовщины встречи союзников на Эльбе, проехал по маршруту Слуцк–Брест–Польша–Германия. Побывал во французской Нормандии, где когда-то высадились американцы. Правда, по немецким автобанам, где скорость 120–150 километров в час явление обычное, “ЗИС-5” перевозили на трейлере – при своих максимально возможных 60 километрах на скоростной трассе он выглядел бы инородным телом и нарушал ритм движения.
Но поистине незабываемые минуты для Владимира Адамовича – участие с машиной-раритетом в реконструкции момента встречи союзников на Эльбе в победном сорок пятом. Организаторы создали обстановку, максимально приближенную к тем далеким дням: Владимир Адамович в армейской форме, табак-самосад в кисетах, даже спиртное в солдатских фляжках. Объятия, радость долгожданной встречи... Тихоходный  “ЗИС-5” словно перенес своего хозяина на многие годы назад.
Да и другие автомобили Владимира Протасени – это звенья, связующие разные десятилетия. Взгляд в историю, немного воображения – и на старинной машине ты уносишься во времена наших отцов, дедов. Вот автомобиль-амфибия, незаменимый при форсировании рек, – в мире, говорят, сохранился еще только один экземпляр этой довоенной техники – в Московском политехническом музее. Легковой “ГАЗ-67”, сильно смахивающий на американский “виллис”. Выпущен в 1944 году, намотал на свои колеса тысячи километров европейских дорог, нашего послевоенного бездорожья, а ни пятнышка ржавчины, словно только что с конвейера, включай мотор и езжай. Неказистый “москвич”, на котором полстолетия назад разъезжал один из местных начальников. Знаменитый “членовоз” “Чайка” – на таких передвигались сильные мира сего. Мечта многих советских автомобилистов – одна из первых моделей “Волги”...
И несомненная гордость слуцких реставраторов – легковой броневик, выпущенный в 1943 году. Когда-то маневренный двухместный автомобиль, с пулеметом, мощным двигателем, развивавший до 80 километров в час, ощутимо помогал наступающим подразделениям, особенно хорош он был в разведке. Но попала в руки реставраторов машина в таком плачевном состоянии, что пришлось искать в Москве документы, чертежи, согласно которым и выпиливали металлические листы, варили, шлифовали кузов, восстанавливали каждую эксклюзивную деталь. Изо дня в день, из месяца в месяц. Ведь реставрация автомобилей – процесс трудоемкий, требующий терпения, знаний, нервов. Поэтому и занимаются им только энтузиасты, влюбленные в свое дело и вовсе не денег ради.
При реставрации автомобиль разбирается на мельчайшие детали – без внимания не остается ни один болт или гайка. При этом даже опытные мастера все записывают и делают эскизы: процесс восстановления иногда затягивается на годы и память может подвести. Тщательно исследуется каждый сантиметр рамы, все детали очищаются от старого покрытия, ржавчины, особенно поврежденные металлические участки заменяются. Деревянные части меняются обязательно, поскольку они всегда изрядно поедены жучками и гнилью. Ищется аналог каждой детали, если его нет – изготавливается точная копия. Жесть в кабине тщательно зачищается, удаляется ржавчина, обнаруженные дырки завариваются, все пескоструится, красится, панели выводятся до идеально ровных поверхностей.
Придает сил ребятам мысль, что они восстанавливают, сохраняют редкие, а порой и уникальные экземпляры.
– Таких автомобилей в  Беларуси больше нет, около пяти экземпляров можно найти в России, да и в мире их не больше десятка, – поясняет Владимир Адамович. – С ним мы побывали на торжественных мероприятиях в Брестской крепости, в Минске на празднованиях Дня Победы, освобождения Беларуси.
Но особенно проявил свои достоинства восстановленный бронеавтомобиль при реконструкции боевых действий на “Линии Сталина”. Экипаж машины боевой в составе старшеклассников Дениса Метельского, Марка Пекельника, одетых в военную форму, вдохновенно “уничтожал врага”. С “поля сражения” их броневик увез солидные трофеи – приз, дипломы.

Счастливый миг победы

Денис учится в сельской средней, а Марк – в одной из минских школ. Но после окончания учебного года паренек на все лето приезжает в деревню к бабушке. И под руководством Владимира Адамовича самозабвенно моет, ремонтирует старые детали, изготавливает новые, подгоняет, шлифует, красит. Рядом трудятся ребята и из других городов, которые, кажется, на глазах становятся серьезнее, взрослее. Они прекрасно понимают: возрождая автостарину, они не только прикасаются руками к истории, но и сохраняют ее.
Слуцкий районный центр автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи “Автомир” – единственный в Беларуси. Но находится он не в областном, даже не в районном центре, а в деревне Козловичи, что в трех километрах от древнего города. Почему? Да потому, что там живет и трудится страстный поклонник, знаток радиотехники, автомобилей, мотоциклов, неравнодушный к исторической памяти Владимир Протасеня.
Его верности родной земле, своему делу можно только позавидовать. В Козловичах родился, окончил школу. Тут же создал небольшой бизнес – ремонт автомобилей. Как-то попал в руки остов старой машины. Для кого-то – ржавая рухлядь, а для Владимира Адамовича, увлекающегося историей отечественного автостроения, – раритет. Попотел, натер не одну мозоль, но восстановил. Испытал чувство глубочайшего удовлетворения, словно приоткрыл занавесь в прошлое. И пошло-поехало: деньги, заработанные на ремонте современных автомобилей, стал пускать на восстановление старых. По мере возможностей помогали руководство общественного молодежного объединения “Белорусская федерация старинной автотехники “Баретро”, местные власти, но основная нагрузка легла на плечи Владимира Адамовича и его помощников – учеников.
Владимира Протасеню, окончившего индустриально-педагогический техникум, институт управления и экономики, не раз приглашали в город на хорошие, высокооплачиваемые должности. А он остается в родной деревне руководителем центра: расширяет политехнический кругозор местных и приезжих ребят, пробуждает их интерес к технике, конструированию, воспитывает любовь к истории, чувство патриотизма и готовность защищать Родину. Причем, делает все ненавязчиво, поэтапно. С самыми младшими Владимир Адамович занимается в кружке технического моделирования и конструирования. Ребята постарше осваивают картинги, мотоциклы – их, разных возрастов и моделей, при местной школе около полутора десятка. Следующий этап – автомобили, приобретение навыков их вождения, изучение правил дорожного движения, основ безопасности на транспорте. Козловичские ребята показывали высокие результаты на первенствах Беларуси по мотокроссу, республиканских соревнованиях по юношескому многоборью, участвовали в мотопробегах по партизанским местам родного края.
И только те, кто основательно заболеет историей, отечественной техникой, вместе с Владимиром Адамовичем занимаются реставрацией автомашин, мотоциклов. Кульминация кропотливой, порой грязной работы – когда они в военной форме, добытой также Владимиром Адамовичем, в отреставрированной машине при реконструкции боевых эпизодов становятся на место своих дедов-победителей. Это поистине счастливый миг победы. А некоторые юноши  посвящают любимому делу всю жизнь. Александр Круглов, Олег Корниенко, Андрей Колядко, работавшие в мастерской Владимира Протасени, учатся в технических вузах, другие ребята занимаются в военных училищах.

Даешь музей!

Увлечение стариной у Владимира Протасени началось с обычного патефона. Его дедушка Никифор Фадеевич прошел, прополз многие сотни фронтовых километров и погиб за два месяца до победы. Пластинку с любимой песней дедушки, память которого Владимир свято чтит, проиграть было не на чем. Нашел у кого-то сломанный патефон. Отремонтировал. Комната наполнилась старинной душевной мелодией. Владимиру показалось, что с чувством благодарности слушает ее и Никифор Фадеевич. Если не он, то его душа...
Сегодня в коллекции Владимира Адамовича пять патефонов, тысяча пластинок к ним. Есть тарелка-репродуктор – из нее когда-то люди жадно ловили сводки Совинформбюро. Немецкий велосипед с амортизатором в раме – какой-то гитлеровский солдат ехал на нем покорять Беларусь, а убегая, в панике бросил. Эти раритеты, несомненно, стали бы интересными экспонатами музея старины в Козловичах... Да, несколько лет назад было принято решение Минского облисполкома о создании на базе центра “Автомир” автомобильного музея, однако до реальных дел, к сожалению, пока не дошло.
– Мы не забыли об этом решении, но пока нет возможности изыскать необходимые средства, – комментирует ситуацию заместитель председателя Слуцкого райисполкома Петр Довгучиц. – Как только появятся деньги, непременно займемся созданием музея.
– С этим тянуть дальше нельзя, мы хоть завтра можем выставить полтора десятка восстановленных старых автомобилей, но сделать это негде, размещается наша техника в семи разных местах, в том числе и под открытым небом, – делится мыслями Владимир Адамович. – Как ни печально, но в Беларуси, производящей уникальные “БелАЗы”, мощные “МАЗы”, неприхотливые мотоциклы, нет музея автомобильной техники. А ведь речь идет не только об исторической памяти. В Рижский технический музей, к примеру, приезжают люди со всего мира, а это – и престиж страны, и валюта...
Практичные немцы не раз предлагали за восстановленную военную технику хорошие деньги. Готовы выложить крупные суммы за раритеты частные коллекционеры из Минска, Москвы. Владимир Адамович такие предложения категорически отвергает. Он считает, что возрожденная техника должна остаться на слуцкой земле, и не против, чтобы она стала достоянием всей страны. Частичкой ее истории.
– Во время высадки американских войск в Нормандии один десантник зацепился стропами парашюта за купол храма. Беспомощно повис. Этот эпизод благодарные потомки восстановили, и теперь множество туристов созерцают фигуру десантника с парашютом на куполе костела. Чуть ли не в каждой деревушке на побережье Нормандии вы найдете какие-то предметы, вооружение, технику того времени. Почему же мы  иногда так равнодушно относимся к своей истории, к тому, что удалось сохранить, восстановить?
Высказав профессиональный взгляд на проблему, Владимир Адамович закатывает рукава. И начинает работать над очередной деталью старинного автомобиля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter