Дорога, ведущая в никуда

С жертвами губительного психотропа приходится сталкиваться ежедневно
Отец попросил двенадцатилетнюю дочку сходить в сад и принести яблок. Сам остался смотреть телевизор. «Что-то подзадержалась дочурка», – подумал во время очередной рекламной паузы. И тут зазвонил телефон.


– Ваша дочь в реанимации. Состояние комы, – с сочувствием прозвучало на другом конце провода.


Как?! Почему?! Она же только что была здесь! Увы… Уже потом выяснилось, что, собирая яблоки, Аня увидела подружек. Те предложили затянуться. На секундочку выбежала во двор…


– На днях в одном из районов, – не сдерживает эмоций заведующий детским наркологическим отделением Витебского центра психиатрии и наркологии Александр Герасимовский, – от последствий употребления спайсов спасали… восьмилетнюю девочку! Во двор школы зашли молодые люди, отозвали детишек в сторону и предложили покурить. Одной затяжки хватило… С жертвами губительного психотропа приходится сталкиваться ежедневно. Сегодня вот звонили из колледжа – парнишка-сирота накурился, ведет себя неадекватно. Посоветовал им срочно вызывать скорую. От этой дури одинаково страдают как дети банкиров, так и ребята из неблагополучных семей. На моих глазах двое семнадцатилетних парней за три месяца стали полными, простите за выражение, идиотами. 


У них молниеносно развилась шизофрения, один уже превратился в «овощ», такие же печальные перспективы и у второго.


Александр Герасимовский убежден: львиная доля вины за состояние детей лежит на их родителях. Ну как, например, на протяжении полутора-двух лет можно не замечать странного поведения ребенка? Красные глаза, спутанно-монотонная речь или же полное отсутствие оной, постоянная сонливость и непонятная эйфория? Не заметить этого невозможно. Если, конечно, смотреть на ребенка и общаться с ним.


Все ли смотрят? Опять увы. Недавно дочка подруги, которая ходит в девятый класс, между делом с завистью поделилась: везет же ее однокласснице Марине. Родители предприниматели, днем дома вообще не бывают. А вечером? Вечером Маринке главное трезвым голосом прокричать из коридора «Мама, я дома!» и тихонько прорваться к себе на второй этаж коттеджа. Почему трезвым? Да выпивает девчонка частенько с парнями. Недавно с ними же на «травке» в школе попалась. Пацанов на учет поставили, а Марину папа с мамой выручили. Наказали «сильно»: две недели по вечерам дома сидела. 


А потом опять свободная жизнь…


Слушаю и ужасаюсь: это в девя­том-то классе свободная жизнь? Вечерние попойки и ночевки в сомнительных компаниях? Чего же тогда ждать? Пока родители зарабатывают деньги, они упускают самое главное. Вот и Александр Герасимовский рассказал недавний случай. Вполне презентабельный папа привел на консультацию своего сына-подростка. Обнаружил, наконец, что с мальчишкой что-то не то.


– Ты сам учил меня быть взрослым и ценить друзей! – возмущался Антон. – А я что, белой вороной в компании буду? Все курили, и я тоже. А как иначе? Я же настоящий пацан!


Ох, как хочется этого «настоящего пацана», пока не поздно, завести в палату к тем «пацанам», кто уже накурился вволю. Кто ходит теперь в памперсах и даже не понимает, где он находится. Кто путает дверь с окном и готов сам себе вспороть ножом живот, да только врачи не дают…


Заведующий токсикологическим отделением Витебской областной клинической больницы Александр Дыбаль сталкивается с жертвами спайсов по два-три раза в неделю. К нему везут тех, кто нуждается в срочной помощи. С улиц, из общежитий, учебных заведений и домов.


– Еще пару месяцев назад пациентов было значительно больше, – таким не совсем обычным показателем доктор оценивает работу милиции. – Скорые могли за день сразу троих доставить. Сейчас уже видно, что распространителям стало сложнее реализовывать свой товар. А потому и пострадавших меньше.


Этот оптимизм коллеги Александр Герасимовский не разделяет. Он уверен, что сейчас регион еще находится на пике популярности курительной смеси. По аналогии с Москвой ситуация, конечно, должна будет пойти на спад, но… Как известно, сначала «спайсы» вызывают слабоумие, после шизофрению. А потому последствия нынешней «курительной активности» молодежи придется расхлебывать еще очень долго. Московские медики поделились информацией о том, что сейчас у них наблюдается всплеск суицидов. Большинство тех, кто решил свести счеты с жизнью, когда-то употребляли или еще употребляют те самые злополучные спайсы.

Прямая речь


Евгений Кожан, старший оперуполномоченный управления по наркоконтролю Витебского УВД:

– С начала года в области зарегистрировано свыше 240 пра­вонарушений, связанных с пе­ревозкой, хранением и распространением опасной курительной смеси. За это время нам удалось обнаружить и ликвидировать 4 интернет-магазина по продаже спайсов. Их организаторы зарабатывали в месяц по 30 и более миллионов рублей. Витебская «Абракадабра» и вовсе за 4 месяца получила миллиардную выручку. Кстати, в составе группы из четырех человек в этом магазине работала и несовершеннолетняя девушка. Жила она с бабушкой, курительную смесь изготавливала на съемной квартире. Все магазины действовали по одной схеме – заказ по интернету, расчет через электронный кошелек, а уж потом – информация о том, где можно забрать покупку. Три магазина работали в Витебске, один в Полоцке. Их услугами пользовались сотни людей.

a_veresk@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter