Дорога в школу должна быть бесплатной

Две тысячи детей Минского района платят за проезд в пригородном транспорте
Несколько десятков школьников из Вишневки, расположенной в 18 километрах от Минска, каждый день добираются до минских школ на пригородном автобусе. За проезд они платят, как взрослые, и льгот, которыми пользуются дети в городском транспорте, не имеют.



Дети – равные, права – разные?

Мама двоих детей Елена Антух считает несправедливым то, что права детей в общественном транспорте не уравнены. По Закону

«О государственных социальных льготах и гарантиях для отдельных категорий граждан»  бесплатный или льготный проезд в пригородном транспорте не предусмотрены. Но если одним школьникам разрешено добираться до места учебы бесплатно, почему другие должны платить?

Родителям из Минского района, которые задаются тем же вопросом, представители местной власти часто говорят: «Какие проблемы? Учитесь там, где живете». Елена Ивановна считает такой совет неправильным: каждый школьник должен иметь возможность учиться там, где он хочет:

– У нас в Вишневке есть только начальные классы, после них в любом случае нужно искать другое место учебы. Ближайшая средняя школа – в Паперне, но там нет того уровня образования, который бы мне хотелось дать своей девочке, недостаточно условий для физического и творческого развития – музыкального, театрального, хореографического. Поэтому старшую дочку отдала в 53-ю школу в Советском районе Минска, где она сейчас и учится в 3-м классе.


Добирается девочка на пригородном автобусе, который доезжает практически до самой школы – на площадь Бангалор. Проезд в обе стороны обходится в 16 тысяч рублей, никаких льгот для ребенка нет. Подобным способом из Вишневки в столичные школы ездят еще как минимум тридцать школьников:

– Вообще, детей школьного возраста в агрогородке у нас больше. У некоторых родителей есть возможность довезти их до школы на машине, кто-то вызывает такси на четырех пассажиров. У нас такой возможности нет по финансовым причинам.

Когда Елена с дочкой едет в общественном транспорте по Минску, за ребенка оплата не требуется. Достаточно справки из школы, говорит она:

– Городские ребята могут добраться до театров, бассейнов, кружков бесплатно. Сел в троллейбус и доехал, куда нужно. А деревенским, чтобы попасть на тот же спектакль, надо оплатить проезд в пригородном автобусе. А ведь разницы между детьми быть не должно.


Лучше фруктов на эти деньги купить

Елена Антух работает в школе, муж – на тракторном заводе. Они воспитывают двоих детей, младшей девочке исполнилось два годика:

– Вышла из декретного отпуска досрочно, потому что денег не хватало. Малышку смотрит бабушка-пенсионерка, которая не может работать по состоянию здоровья. Я сама учитель, моя зарплата на данный момент 2,8 млн рублей. Мне иногда советуют найти другую работу, более оплачиваемую, но я понимаю, что общество нуждается в моей профессии, кто-то должен учить детей. Педагогов, воспитателей сегодня не хватает.


На проезд ребенка в школу из семейного бюджета тратится около 400 тысяч в месяц. Для семьи Антух это большие деньги, за которые можно было бы, например, улучшить качество питания детей:

– Иногда просто ущемляешь ребенка в его желаниях. Заходим в магазин, дочка просит шоколадку, а тебе нужно отложить деньги на дорогу. Сладостей не могу позволить, дорого. Постоянно ждешь каких-то акций, чтобы побаловать ребенка вкусненьким по более низкой цене. Да просто фруктов на эти деньги купить уже было бы полезнее!

Бывали случаи, когда девочка тратила деньги, отложенные на проезд, в школьном буфете:

– Идут детки на переменке в столовую покупать что-то вкусное, и ей хочется. Пару раз оставалась без денег на обратную дорогу, хорошо, что мы ее всегда сопровождаем и можем заплатить. Мне предлагали решить эту проблему покупкой проездного на месяц, но это же маленький ребенок, потеряет дорогой документ и не заметит. На проездном бы мы сэкономили совсем немного – максимум 400 рублей на одной поездке. Спокойнее каждый раз покупать билет.


С надеждой на справедливость

Месяц назад Елена Антух ходила на прием в Папернянский сельсовет с письмом, в котором поставили подписи еще 20 родителей из Вишневки, чьи дети хотят получать среднее образование в Минске и при этом платят за проезд. Пока ответа от чиновников нет, но Елена Ивановна надеется на справедливость:

– Хочется, чтобы постановление пересмотрели и не ущемляли сельских деток. Если есть льготы для городских школьников, то почему нет для деревенских, которые хотят учиться в городе. Каждый ребенок имеет право на равный доступ к образованию независимо от его места жительства.



Елена Ивановна говорит, что многие родители, которые столкнулись с этой проблемой, не верят в положительный результат, поскольку тянется она не первый год. Но сама она надеется, что справедливость восторжест­вует. К детям надо относиться одинаково.


Обращение на рассмотрении

На прошлой неделе во время приема граждан к председателю Минского облисполкома Семену Шапиро обратился житель деревни Тарасово Минского района. Многодетный папа Владимир Парфенов больше года поднимает вопрос о предоставлении бесплатного проезда школьникам в различных инстанциях, и положительный результат уже есть:

– Еще в прошлом учебном году в Тарасово пустили городской автобус № 36, и дети на нем могут бесплатно добираться до столичных школ, на секции, в поликлинику. До этого у нас был пригородный транспорт с достаточно неудобным расписанием, и приходилось детей возить в школу самостоятельно.

В то же время вопрос о предоставлении бесплатного проезда в пригородном транспорте актуален еще как минимум для двух тысяч школьников Минского района. Это дети, которые учатся в городских школах и вынуждены платить за проезд. Такая же проблема есть и в Логойском районе. Дети из деревень ездят в гимназию Логойска и платят за дорогу, рассказывает начальник отдела технического надзора за капитальным строительством и ремонтом управления образования Миноблисполкома Сергей Кондрашин:

– На этой неделе мы подготовили документ в Совет Министров, в котором предлагаем дополнить инструкцию словами о том, что льготы на проезд для школьников распространяются на пригородный транспорт и электрички. Обращение направлено на рассмотрение.

СКАЗАНО

Председатель Миноблисполкома Семен Шапиро:

– В том, что некоторые школьники ездят бесплатно, а другим приходится полностью оплачивать проезд, безусловно, есть несправедливость. Я считаю, что нужно работать над этой проблемой. У всех должны быть равные права.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter