Дорога в облака

Природа материальна, но у человека есть Душа, считает Василий СтражевО тлеющей в каждом из нас искре познания и условиях перерастания ее в пламя рассуждает ректор Белгосуниверситета Василий СТРАЖЕВ — доктор физико-математических наук и автор нескольких научно-популярных произведений.

— на фоне ускорения научно-технического прогресса возникает удивительная ситуация: чем большее значение приобретает наука для современной цивилизации, тем меньше простой человек понимает, что в ней происходит. Это связано с тем, что принципы, на основе которых сегодня развивается наука, усложнены. Хотя любой научный процесс или результат можно объяснить доступно, используя аналогии и повседневный человеческий опыт. Научно-популярная литература и выполняет роль мостика между достижениями ученых и обычным человеком.
— Почему же на постсоветском пространстве этот мостик рассыпался?
— Отчасти это может быть связано с материальными тяготами: после 1991 года наступил период экономического хаоса, когда стало не до высоких материй, приходилось думать о хлебе насущном. Труд ученых до сих пор вознаграждается недостаточно.
Традиции издания такой литературы, ее авторы в основном остались в России, поэтому неверно утверждать, что в Беларуси они утеряны. Их почти и не было. И, наверное, невозможно в небольшой стране найти авторов для всего спектра научных тем.
Но мне нравится повторять мысль о том, что, если бы первобытный человек не посмотрел на звезды, мы бы до сих пор ходили на четвереньках. Человек должен смотреть на небо. Наука нуждается в популяризации. Причем пропаганда науки — это пропаганда жизненного оптимизма. Наука вселяет оптимизм: когда видишь, до каких высот может взлететь человеческая мысль, невольно испытываешь гордость не только за ее автора, но и за самого себя.
— Белгосуниверситет запустил самоокупаемый FM-проект “Радио “Юнистар”, Федерация профсоюзов — “Новое радио”... Может ли сегодня стать рентабельным радио, ориентированное не на “попсу”, а на научно-популярные передачи?
— Не знаю. Никто не пробовал. Но, на мой взгляд, уже настало время и в Беларуси выпускать научно-популярный журнал на уровне “Наука и жизнь”. И лучше всего делать это на базе БГУ: он многоаспектный и многофункциональный вуз. Пока проект на стадии кулуарного обсуждения.
Это нелегкая задача — писать о науке просто. Есть такая, уже старая истина, что детский писатель — тот, который пишет, как взрослый, только намного лучше. Если пытаться полностью соблюдать научную строгость, никогда ничего не напишешь. Тут необходимы чувство меры и определенные литературные способности, а не только хорошее знание предмета.
— Насколько богата ваша практика создания научно-популярных произведений?
 — Самый первый опыт относится еще  к  периоду  середины 70-х годов. Я готовил научно-популярные передачи для редакции детских программ первого канала Белорусского радио. Пятнадцатиминутные выпуски надо было скомпоновать так, чтобы у слушателя, включившего радио в любую из этих минут, было полное ощущение понимания темы.
В 1978 году вышла книга “От научной гипотезы к физическому факту”, написанная в соавторстве с Вячеславом Ивановичем Кувшиновым (ныне доктор физико-математических наук, генеральный директор Объединенного института энергетических и ядерных исследований “Сосны”). Потом я периодически писал статьи на научно-популярные темы, поскольку испытываю интерес к популяризации науки.
Довольно давно читаю лекции о современных проблемах космологии в Республиканском институте высшей школы. Преподаватели высшей школы должны знать о последних достижениях космологии, потому что сегодня эта наука в лидерах современного естествознания. Лично меня последние открытия и выводы ученых повергают в определенный культурологический шок от того, какие недоступные и непостижимые прежде знания нам открываются.
— На днях я открыла вашу последнюю книгу “К тайнам Вселенной” и уже в предисловии прочла фразу, которая тоже повергла меня в определенный культурологический шок: “При чтении этой книги нужно помнить, что Земля — планета, Солнце — звезда, Млечный путь — галактика, Вселенная — ансамбль галактик, Природа материальна и у человека есть Душа”. Означает ли признание существования Души, что ученые отказываются от научной картины мира и материалистического мировоззрения?
— Нет. Но не надо сводить его к вульгарному материализму, о котором мы с вами знаем по пройденным в школе трудам классиков марксизма-ленинизма. Реальность — это не только то, что можно увидеть или ощутить, а мозг не “выделяет мысли в процессе функционирования”, как печень — желчь. Выдающийся ученый, бывший советский, а ныне американский физик Андрей Линде пришел к выводу, который я разделяю: понять происхождение Вселенной невозможно, не ответив на вопрос о возникновении сознания. Душа — это иное название сознания, разума. Поэтому невозможно понять Вселенную, основываясь только на физических принципах. Возникновение сознания — это уже не физика.
— А какие темы широкому читателю и детям особенно по душе?
— Во все годы и для всех аудиторий более всего интересна астрономия, потому что хоть раз в жизни каждый человек смотрит на загадочные звезды. И сколько бы в школе ни изучали астрономию, на небе не становится меньше тайн.
Вторая популярная тема — поиски братьев по разуму. Раскрою свои творческие планы: мне хотелось бы написать книгу под названием “Одиноки ли мы в нашей Вселенной?”.
Я часто привожу такой пример: в 2004 году команда БГУ получила золотые медали на первенстве мира по информатике среди студентов. А в ее составе были два первокурсника. Выяснилось, что они уже с 7-го класса занимаются с университетскими преподавателями. Вначале через кружковую работу, потом поступили в Лицей БГУ... Такой же высокий результат показала СШ № 41 Минска. Она с архитектурно-художественным уклоном, но ее ученики в 2007 году стали победителями международной олимпиады по математике.
Казалось бы, математикой трудно увлечь детей — сухая наука. Но она сухая только для непосвященных. Математика имеет космическое происхождение: тригонометрия возникла в древнем Египте, потому что жрецам надо было определять положение звезд, а основы геометрии были заложены в этой же стране благодаря разливам Нила. Река, выходя из берегов, уничтожала границы участков, собственники вынуждены были чертить геометрические фигуры, восстанавливая их. Дифференциальное и интегральное исчисление было придумано Ньютоном, потому что он пытался объяснить законы движения планет. Потом математика стала настолько абстрактной, что у нее пошел процесс саморазвития. Но космология подтверждает, что абстрактная математика, возникшая в математике, отражает реальные законы мироздания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter