Дорога в никуда, билет в один конец

А теперь раз и навсегда запомни: этот «улыбикс» хуже, чем яд...

Слабоалкогольные напитки не должны ни производиться, ни продаваться в Беларуси, считают в Министерстве торговли

Всякий раз, когда прихожу в магазин с девятилетним сыном, не могу отказать себе в удовольствии провести для него небольшой «ликбез». Подходим к полкам, щедро уставленным симпатичными бутылочками – там и тут джин-тоник, виски-кола или ром-кола, шейк, лонгеры. Яркие бутылочки с манящими этикетками и разноцветными пузырьками – словно пригласительный билет во взрослый мир. Ручки ребенка так и тянутся ко всему этому на первый взгляд жизнерадостному великолепию.

— Стоп! — грозно говорю я и предлагаю ему самостоятельно изучить состав на одной из емкостей. Любознательное дитя быстро начинает считывать непонятные слова и морщить лобик. «Химический микс» производит впечатление.

— А теперь раз и навсегда запомни: этот «улыбикс» хуже, чем яд. Это отрава, которая убивает медленно, но верно. Печень разбухнет, желудок сожжешь. Еще страшнее алкогольный энергетик – просто станешь дегенератом.

Ребенок вздрагивает, и поделом. Может быть, я сгущаю краски, но так объяснять куда проще (доходит быстрее), чем оперировать невнятными терминами «психическая алкогольная зависимость», «распад личности».

Психологи говорят, что все дурные привычки обычно закладываются в детстве. Или не закладываются, если ребенку успели привить иммунитет против таких вещей. Знаю по себе – мне еще ребенком внушили страх перед наркотиками. В советские годы почему-то очень сильна была антинаркотическая пропаганда, хотя о разных синтетических веществах большинство имело смутное представление. В те годы, помню, снимались на редкость натуралистичные художественные «триллеры» о наркоманах. Ужас и отвращение, испытанные в процессе просмотра, оказались настолько сильны, что и по сей день не могу без содрогания слышать про «травку» или «снежок» — любимые развлечения золотой молодежи, например, в Москве.

Таких фильмов — о вреде всяких энергетиков и химических коктейлей – сейчас не снимают (пару репортажей по ТВ – до обидного мало). Очень жаль, я бы их показала своему сыну, чтобы в подростковый возраст вступил как следует закаленным и подкованным. Он уже сейчас с негодованием смотрит вслед дымящей мамочке с коляской, а своим сверстникам может прочесть лекцию о вреде курения и сильного алкоголя.

А что делать с алкоголем слабым? Пока я сама читаю сыну лекции, показываю тинейджеров, стоящих за углом, распивающих шейки и джин-тоники и гогочущих во все горло, — им, чтобы упиться этой дрянью, хватает обычно бутылки полторы-две. Но особого эффекта не вижу: уж очень завлекательного вида все эти слабоалкогольные «лимонады», так и просятся сами в рот. Стоят недорого, да еще и надпись эта – 7—10 градусов, мол, какой там вред? И вкуснее, и безобиднее, вроде, чем водка. Так рассуждает молодежь – руки подростков так же рефлекторно, как ручки ребенка, тянутся к жуткому пойлу. Им и в голову не приходит сложить два плюс два: одна банка в день — это чуть больше 100 граммов в водочном эквиваленте — в течение месяца превратит подростка в алкоголика.

— Мама, а почему бы нам сидр не купить? Я видел рекламу по телевизору! Ничем он таким особо не вреден! – недоумевает сын.

И в самом деле, почему бы нет? Если верить этикетке, эта новинка — натурпродукт, не какой-нибудь адский суррогат. И тоже оформлен по всем правилам грамотного маркетинга: темный пластик, загадочное содержимое. Подумаешь, пять-шесть градусов! Но нет, на уговоры не поддамся. Сегодня сидр, а завтра — «микс». Потом пивко, а затем и водочка подтянется. Одна надежда, что торговля одумается и перестанет торговать гремучей смесью исходя из самых благородных побуждений – сохранить здоровье будущему нации. Уж больно оно хрупкое у подростков – потеряв, не найдешь потом.

И вроде какие-то подвижки есть. Стало известно, что Министерство торговли подготовило письменное предложение в правительство о запрете продажи и производства этой продукции (к тому же, как пояснили представители ведомства журналистам, регулирование оборота слабоалкогольных напитков выпадает из закона). «Мы считаем, что эта продукция не должна ни производиться, ни продаваться в Беларуси», — сказал, как отрезал, первый замминистра торговли Михаил Свентицкий.

Новость вызвала неоднозначную реакцию. Кто-то думает, что запретами ничего не добьешься. Не знаю, не знаю. Уже одно то обстоятельство, что на полках магазинов вместо химических суррогатов будут стоять соки-воды, в идеале негазированные, как-то греет душу. Уже – подальше от соблазнов, на которые так падки юные неокрепшие души.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter