Дорога в бессмертие

ТАК уж сложилась судьба этой героической женщины, что большую часть своей жизни ей пришлось прятаться под чужими именами. У нее было по меньшей мере полдесятка литературных псевдонимов и партийных кличек: Верка, Вероника Карчевская, Алеся Шипшина, Антолька, Подпольщик и другие. Только очень немногие знали, например, что Г. С. Корнилова — это не кто иной, как Вера Захаровна ХОРУЖАЯ, член ЦК Компартии и комсомола Западной Беларуси и Польши.

Исполнилось 110 лет со дня рождения деятеля революционного движения в Западной Беларуси, Героя Советского Союза Веры Захаровны Хоружей

ТАК уж сложилась судьба этой героической женщины, что большую часть своей жизни ей пришлось прятаться под чужими именами. У нее было по меньшей мере полдесятка литературных псевдонимов и партийных кличек: Верка, Вероника Карчевская, Алеся Шипшина, Антолька, Подпольщик и другие. Только очень немногие знали, например, что Г. С. Корнилова — это не кто иной, как Вера Захаровна ХОРУЖАЯ, член ЦК Компартии и комсомола Западной Беларуси и Польши.

Родилась Вера Хоружая 27 сентября 1903 года в семье служащих в Бобруйске, прошла сложный и тернистый путь. В Мозыре окончила единую трудовую школу второй степени. Трудовую деятельность начала 16-летней девочкой как учительница сельской школы, а в 19 лет она была уже редактором журнала «Полымя рэвалюцыі». Как и большинство ее сверстников, увлеченная идеями Октября, Вера Хоружая в последующем искренне отстаивала и проводила их в жизнь. Мечта о всеобщем равенстве и мировой революции жила в ней долгие годы. В семнадцать лет Хоружая — боец коммунистического батальона, громившего банды Булак-Булаховича, а с двадцати — на подпольной работе.

Она работала в Мозырском и Бобруйском уездных комитетах комсомола. Проводила работу по сплочению молодежи вокруг Коммунистического союза молодежи Западной Беларуси, выступала в нелегальной печати, на митингах, организовывала подпольные собрания и совещания молодежи, создавала подпольные комсомольские организации. Находясь в комсомольских рядах, она в 1922 году успешно окончила Центральную советско-партийную школу, была принята на работу в аппарат ЦК КСМБ, стала активной участницей создания первых в Беларуси молодежных газет «Юный пахарь» (позднее «Малады араты»), «Красная смена» (позднее «Чырвоная змена»), а также журнала «Полымя».

Но в декабре 1923 года путь Веры качественно изменился. Секретарь ЦК Компартии Беларуси Вацлав Богуцкий предложил ей нелегальную деятельность в Западной Беларуси. К ответственной миссии ее готовили по программе из Москвы. Ученые из БГУ, Минского юридического института, Института истории Академии наук БССР читали лекции о внутреннем и внешнем положении Польши, сотрудники отдела Госполитуправления показывали, как закладывать тайники, учили методам конспирации.

Вера Захаровна, от природы мужественный и организованный человек, смогла быстро собрать вокруг себя актив революционно настроенной белорусской молодежи. В июне 1924 года она стала секретарем ЦК комсомола Западной Беларуси, членом ЦК Компартии Западной Беларуси, членом ЦК комсомола Польши. Благодаря ее отважной подпольной деятельности революционное и национально-освободительное движение Западной Беларуси пополнилось новыми членами и более реалистическими программными установками.

В сентябре 1925 года во время подготовки Белостоцкой окружной конференции КПЗБ она была арестована польскими властями. Ее держали без суда в тюрьме пока не подготовили против нее сразу два процесса, в результате которых приговорили к восьми годам тюремного заключения. Даже будучи осужденной и находясь в тюрьме, Хоружая не отказалась от борьбы. Ее переписка с соратниками и родными, собранная в книгу «Письма на волю», — образец стойкости духа, мужества и преданности общему делу.

Осенью 1932 года был проведен обмен политзаключенными между правительством СССР и правительством Польши. Вера Захаровна была освобождена из тюрьмы и приехала в Минск. Началась спокойная и мирная жизнь, но длилось это недолго.

В августе 1937 года она была арестована по обвинению в шпионаже. Провела 2 года в тюрьме. В 1939-м решением суда оправдана и освобождена из-под стражи. После присоединения Западной Беларуси Вера Хоружая работала в Пинском областном комитете Компартии Беларуси.

С первых дней Великой Отечественной войны Вера Захаровна вместе с мужем Сергеем Корниловым ушла в партизанский отряд Василия Коржа. В одном из боев она потеряла мужа. Несмотря на беременность, Вера просила оставить ее в тылу врага для организации партизанской войны. Но по настоянию Коржа и ЦК КП(б)Б была вывезена вначале в Гомель, а затем на Большую землю в Москву.

Ожидая рождения ребенка, в один из дней Хоружая связалась с отделом пропаганды ЦК КП(б)Б и передала рукопись «Мая Светазарная Беларусь», наброски и планы воспитательной работы в военный период. Этот материал в будущем стал частью личного фонда Веры Хоружей в Национальном архиве Республики Беларусь. О самой высокой морали во время войны Вера Захаровна писала так: «Я зразумела, што любіць свой народ, родны край, сваю зямлю, свабоду — гэта нялёгкая справа, што купляецца яна жорсткім, пакутлівым болем, бязмернымі мукамі душы і цела, што няма такой ахвяры, перад якой спынілась бы любоў тваіх сыноў і дачок, мая Светазарная Беларусь».

Тихое, несуетливое московское существование было не по ней. Цельная, активная натура требовала действий. Оставив на попечение сестры своих малолетних детей (5-летнюю дочь и 11-месячного сына), Хоружая во главе группы подпольщиков в сентябре 1942 года отправилась в оккупированный Витебск. Цель была одна: организовать в тылу противника активное сопротивление, помогать советским войскам и партизанам добывать ценную информацию.

Витебское подполье отличалось близостью к фронту. 1 октября 1942 года связная Тоня Ермакович провела в Витебск Веру Хоружую. Город производил тяжелое впечатление. На площадях и улицах — виселицы. Кругом развалины, мрак, голод, запустение. Не проходило дня без облав или проверки документов. По подсчетам, на 10 горожан приходился один вооруженный оккупант.

В состав группы Хоружей входили вместе с ней 18 человек. Никто из них, за исключением самой Веры и Софьи Панковой, не имел опыта подпольной работы. Вера Захаровна учитывала это и упорно сколачивала коллектив, готовила его к активной, самоотверженной борьбе с врагом в сложных условиях. Она проводила беседы с каждым членом группы в отдельности, учила конспирации, выносливости, умению хранить тайну, передавала свой опыт работы в подполье. Детально изучала незнакомый ей город по описаниям, картам и планам.

Вере Хоружей удалось сформировать сеть из агентов на аэродроме, железнодорожном узле, в радиокомитете, на хлебозаводе, в городской управе, других учреждениях и местах разведывательного и военно-стратегического назначения. Фактически Хоружая создала коллектив, который стал функционировать как руководящий антифашистский подпольный центр. В своих донесениях из Витебска Хоружая сообщала о боевых делах подпольщиков, которые использовали все средства и возможности для борьбы с гитлеровскими захватчиками. Так, в письме от 13 октября 1942 года она написала: «Вчерашней ночью на станции «нечаянно» столкнулись два состава. На лесозаводе то и дело портятся станки, выполняющие самые срочные заказы военным организациям. На строительстве укреплений обваливается земля и давит немца-конвоира. Возле железнодорожного моста эшелон с бензином наехал на мину. Сгорело 50 цистерн, поврежден путь. Иначе не может быть...»

Судьба Веры Захаровны в подполье трагична. Она пять недель действовала в тылу врага, собирая важные сведения о фашистских войсках, создавая партийную связь в тылу врага. Но гестапо удалось выследить патриотов. В ноябре 1942 года вместе с другими участниками подпольной группы она была схвачена на явочной квартире. В гестаповских застенках в декабре 1942 года Вера Хоружая погибла.

Гражданский подвиг Веры Хоружей был отмечен лишь спустя 18 лет после гибели белорусской патриотки. В мае 1960 года она была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Вера Хоружая награждена орденами Ленина и Красного Знамени. Ее жизни и подвигам посвящены фильм «Письма в бессмертие», 2-я симфония композитора Кима Тесакова, экспонаты музея 73-й минской школы. В городах Беларуси ее именем названы улицы и площади, установлены памятники и мемориальные доски.

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter