Минск
+10 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Дорога с односторонним движением

Вместо прибыли транзитные автопоезда приносят убытки.
Вместо прибыли транзитные автопоезда приносят убытки.

Поговаривают - если бы не плохие дороги, то в СССР построили бы-таки коммунизм. Шутка, конечно. В Польше, где недавно приняты грандиозные планы дорожного строительства, вряд ли имеют в виду "самый передовой общественный строй". Напротив, правительство Польши решило встать в дорожном плане вровень с Западом. Центральные магистрали планируется довести до международного уровня, в том числе и по разрешенной нагрузке на ось - до 11,5 тонны. Размах нового строительства - около 3.000 километров автомагистралей и скоростных дорог. Еще 1.700 километров трасс будут коренным образом модернизированы. А сейчас главное: реализация программы потребует около 17 млрд. долларов (!). Половину этой суммы обещает выделить ЕС, привлекаются и частные инвестиции. Вслед за центральными начнется модернизация местных дорог.

Все это не может оставить равнодушным. И не только потому, что мы - соседи. Важнее, что Беларусь, как и Польша, - транзитное государство и вполне может иметь с этого солидный выигрыш. Прикиньте: ежегодно через нашу страну транспортируется около 400 млн. тонн различных грузов. Если с каждой получить хотя бы по доллару чистой прибыли, получится очень даже кругленькая сумма. Правда, чтобы она осела в наших карманах и банках, много чего надо, и в первую очередь - европейского класса дороги. Их-то, увы, пока и нет. В чем же дело?

Как всегда, в деньгах, точнее, в их отсутствии. Чтобы мало-мальски довести до ума "олимпийку" Брест - граница России (а планируется это лишь к 2005 году), потребуется как минимум 22 миллиона долларов. В целом же, чтобы модернизировать наши главные транспортные коридоры с запада на восток и с севера на юг и достичь стандартов ЕС, требуется 840 миллионов долларов. Это при том, что весь дорожный бюджет оценивается в 350 миллионов в год. С большим трудом, за счет урезания затрат на содержание и ремонт дорожной сети, сейчас удается реконструировать под евронормы лишь одну магистраль - Минскую кольцевую общей протяженностью около 60 километров. Сопоставьте это с масштабами наших соседей - и все станет ясно.

Между тем при нынешнем положении вещей, когда наши дороги прогибаются под тяжеловозами, мы, похоже, больше теряем, чем приобретаем. К примеру, весной этого года решили не закрывать для тяжелых машин ряд магистралей. Чтобы не отпугнуть, так сказать, транзитного клиента. И что же? 50 километров наших хилых дорог, сообщает "Белавтодор", просто разрушились, на их срочный ремонт нужно 2 млрд. рублей. А вообще только за весенний период тяжелыми транспортными средствами нанесен ущерб, на компенсацию которого необходимы 11 млн. долларов. Где их взять?! - сокрушаются дорожники.

А действительно, где? Над этим не один год ломают голову не только они, но и парламентарии, работники ряда министерств, Совмина. Когда средств на дорожные нужды удалось собрать лишь 36 процентов от необходимого минимума, были предприняты определенные действия. По новому закону о дорожных фондах, наполнение отраслевого бюджета должно увеличиться до 76,8 процента. Узаконено, в частности, что 20-процентный налог на проданное автомобильное топливо и половина сбора за проезд по стране зарубежных транспортных средств пойдут в дорожные фонды.

Но на практике оказалось следующее: бензин покупают недостаточно активно, а колхозам-совхозам он идет и вовсе по льготной налоговой ставке. По этой, в частности, причине в первом квартале недобран 21 процент средств. За счет бюджета или кредитов восполнить этот пробел невозможно. Приходится корректировать производственную программу. Это при том, что 70 процентов республиканских дорог, сообщили в "Белавтодоре", эксплуатируются без ремонта сверх положенного срока, а значит, разрушаются.

Как быть? Ждать, пока поднимутся производственные отрасли экономики, чтобы на их налоговые отчисления отреставрировать дороги? Или, как советует ректор Московского автодорожного института Вячеслав Приходько, опираясь на опыт Германии, США, Японии, под патронатом государства начать массовое строительство транспортных магистралей, что подтянет и остальные отрасли? К сожалению, этот вопрос, на который для себя недавно ответила и Польша, у нас затерялся на обочине экономической политики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...