За проезд по платным дорогам должны платить школьные автобусы и снегоуборочная техника...

Дорога полна ожиданий

За проезд по платным дорогам должны платить школьные автобусы и снегоуборочная техника...

Отдел образования, спорта и туризма Березинского райисполкома планировал потратить 144 миллиона рублей на материально–технические нужды. Скажем, они могли бы купить 35 столов для настольного тенниса или переоборудовать два компьютерных класса. Но это пока подождет. Средства пойдут на оплату проезда школьных автобусов по трассе М4. С 1 января бесплатно по магистрали, не только кратчайшим путем соединяющей Минск и Могилев, но и, по сути, являющейся единственной артерией между западной и восточной частями района, которые отделяет друг от друга Березина, многим уже не проехать.


Трудности перехода


Полтора года назад, когда трасса М4 только–только во время масштабной реконструкции приобретала свои очертания, город предсказуемо столкнулся с некоторыми неудобствами. В районе понимали: они временные, зато обновленная магистраль позволит улучшить логистику и привлечь инвестиции в регион. Но быстрая дорога предсказуемо стала платной.


— Предприятиям это добавило определенных проблем. Считаю, что они поставлены в неравные условия с организациями из других районов. Вот пример. В городе построена новая заправка. Однако трасса реконструирована так, что для того, чтобы грузовому транспорту туда попасть, нужно выехать на магистраль и проехать под рамкой BelToll. Пускать же большегрузные авто через город по разным причинам было бы неправильно. А теперь считайте. Ежедневно там заправляется под 80 единиц техники нашего лесхоза. Мало того что наматывают 15 километров вхолостую, так еще и вынуждены платить за проезд по платной дороге, — делится нюансами проблемы председатель Березинского райисполкома Сергей Ленковец.


Впрочем, большинство предприятий — это самоокупаемые организации. Они не субсидируются из казны, а их грузовики, лесовозы и самосвалы действительно «топчут» дорожное полотно. Хотя «топтать» его в отсутствие альтернативы вынуждены и некоторые выполняющие важнейшую социальную функцию бюджетники.


На школьных маршрутах


Желтый ПАЗ везет по трассе ребятишек из окрестных деревень в одну из школ. Нынче таких автобусов в автопарках отделов образования страны более 1.300. Они стали символом бережливости и оптимизации. Было подсчитано: гораздо эффективнее тратить деньги на подвоз, нежели содержать убыточные школы. Рамки BelToll этот проект подняли в стоимости.


— Проезд под рамками BelToll в год, по подсчетам, нам обойдется в 144 миллиона рублей. Кроме того, каждый автобус нужно оборудовать соответствующим устройством. Один прибор стоит чуть более миллиона. Умножьте эту сумму на 13. Для сравнения: денег на спортинвентарь нам выделено 160 миллионов. В масштабах всей системы образования это, конечно, мизер. Только вы должны понимать: хотя бюджет примерно 95 — 98 миллиардов рублей, большая часть средств пойдет на обязательные платежи — зарплату, оплату коммунальных услуг... Деньги на BelToll нам придется брать из той части финансов, которой можно варьировать. Будем думать, как оптимизировать наши затраты, — анализирует денежные возможности заместитель председателя Березинского райисполкома Владимир Новицкий.


Маршруты проложены таким образом, что ежедневно ворота BelToll проезжают автобусы, подвозящие детей в Поплавскую среднюю школу и в школу в деревне Каменный Борок. Плюс транспорт, доставляющий ребят на спортивные мероприятия в райцентр. А еще детей на каникулах возили в Минск. Кого–то в цирк, кого–то в зоопарк. BelToll сделал дорогу дороже из наиболее дальней от Минска точки Березинского района до столицы и обратно примерно на 300 тысяч рублей. Бремя дополнительных затрат ложится на самих школьников. Если учесть, что автобус перевозит в среднем 20 человек, то стоимость билетов для них возросла в среднем на 15 тысяч.


Типичная для многих районов ситуация. Несогласные с этим руководители образования шлют в Министерство транспорта и коммуникаций недоуменные письма. Начальник главного управления автомобильных дорог Евгений Рокало приводит резонный аргумент: мол, в разработке нормативной базы принимали участие и облисполкомы. Почему они не учитывали этот фактор тогда?


— К тому же налоги платят ведь все организации. В том числе из тех денег, которые им выделяет бюджет. И плата за проезд по таким дорогам, по сути, является приравненным к налогу платежом. Кроме того, район району рознь. У каждого свои особенности. Затраты в Верхнедвинском или Россонском районе возрастают, так как у них может быть слишком большое плечо подвоза, деревни разбросаны. В Березинском районе есть BelToll...


Возможно, автобусы, задействованные в перевозках детей, и освободили бы от этих затрат. С одной оговоркой: если бы была уверенность в том, что они не участвуют в других — коммерческих — перевозках. Не возят учителей на совещания, а в выходные дни не сдаются в аренду молодоженам...


Владимир Поддубский, консультант управления общего среднего образования Министерства образования, заверяет: о таких случаях ему неизвестно. Однако проблема в том, что понятие «школьный автобус» — со всеми необходимыми ограничениями — пока не закреплено законодательно. Соответствующие изменения в Правила автомобильных перевозок пассажиров сейчас находятся на рассмотрении в Совете Министров. Пока же есть лишь ГОСТы. Поэтому Минобразования предложило отнести к перечню транспортных средств, освобожденных от оплаты проезда по платным дорогам, все автобусы, перевозящие детей. В чем разница? Вот конкретный пример. Березинский район — один из тех, где на подвозе учеников в школы задействованы еще и автобусы местного автопарка. В том числе маршрутные. Платить ребятишкам за проезд не нужно, лишь предъявить специальный талончик. Отдел образования, спорта и туризма автотранспортному предприятию эти затраты компенсирует. Впрочем, перевозчик и сам получает дотации, естественно, он тоже не отказался бы от льготы на проезд по платной дороге.


Варианты без альтернативы


Еще одна сторона проблемы — пригородные маршрутные автобусы. Виктор Лашковский, директор березинского «Автомобильного парка № 22», приводит свежие расчеты. Если раньше районные пассажирские автобусы по платным дорогам страны накатывали на 13 миллионов в месяц, то столько же пришлось выложить только за первые девять дней нового года.


— Один из самых протяженных пригородных маршрутов теперь потянет на 170 тысяч рублей. Хорошо, если выручка 200 тысяч у водителя будет... А таких направлений, которые у меня попадают под «рамки», — 35 из 37. Вот и считайте: 30 процентов мы зарабатываем сами, 25 — за счет других видов деятельности, а на 45 нас дотирует бюджет. Доходы автопарка во многом зависят от выручки, сданной водителем. К сожалению, есть факты, когда водители провозят людей без билета, за меньшую сумму, а деньги присваивают себе. Значит, еще больше активизируем работу ревизорской службы. Возможно, придется увеличить тариф. Стоимость проезда в пригородных перевозках утверждает Миноблисполком. Тем временем за деньги, которые мы потратим на оплату за проезд по М4, могли бы купить новый автобус ПАЗ...


Поехать окружным путем? Представители эксплуатирующей BelToll организации — компании «Капш Телематик Сервисиз» — утверждают: конфигурация системы разработана таким образом, что альтернатива объезда платных участков имеется, хотя иногда эти дороги не такого качества и скоростного режима. А порядок и места расположения станций сбора оплаты заложены в архитектуру системы, чтобы обеспечить максимальное покрытие платных трасс. В масштабах страны, никто не спорит, можно найти варианты, как добраться из Минска в Могилев, не потратив дополнительной копейки. А вот в Березинском районе — нет. Рамка BelToll стоит перед единственным в районе мостом.


Плати и убирай


У дорожников же выбора и вовсе нет. Кто бы мог подумать, что затраты на проезд по платным дорогам может увеличить даже ненастье? Хотя нынешней зимой погода дорожные службы пока щадит. Снегоуборочной технике появляться на трассе М4 приходилось не так уж и часто. Парадоксальная ситуация: коммунальники, попадая под рамку BelToll, сами вынуждены платить за то, чтобы обслужить дорогу. Николай Халюков, начальник березинского ДЭУ–6 — организации, которая обязана расчищать трассу от снега и поддерживать ее в нормальном состоянии, на встречу со мной пришел с калькулятором.


— Протяженность дороги в нашем районе — 66 километров. Машины у нас трехосные. Значит, за один километр мы должны выложить 0,1 евро. Проехаться туда и обратно для одной машины — 13,2 евро. Чтобы очистить дороги качественно, добиться безопасного движения, необходимо как минимум две единицы техники. А это уже 26,4 евро. Периодичность посыпки при снегопаде или гололеде в среднем составляет раз в четыре часа. То есть выезжаем шесть раз на дню. Стало быть, ежедневная уборка дополнительно обходится почти в 160 евро. Добавьте к этому платежи разовые: стоимость оборудования и предоплату — около 3 тысяч евро. Эти деньги берем из собственных средств. А ведь ездим мы не только зимой, но и летом: готовимся к зиме. Привозим соль и песок...


В Министерстве транспорта и коммуникаций комментируют: камень преткновения в том, что сложно определить функции машины в тот или иной период. Вот что говорит Евгений Рокало:


— У дорожников есть, к примеру, задействованный на содержании дорог МАЗ. Так вот, даже в течение дня он может расчищать трассу, а может и работать по найму. За рубежом такое попросту невозможно. Специализированная техника — это специализированная техника. А построить систему контроля так, чтобы не было злоупотреблений, слишком тяжело. Кроме того, для этого потребуется дополнительные финансовые и человеческие ресурсы.


***


Для районов, к слову, есть возможность попросить для себя компенсацию из бюджета. Пресс–секретарь Министерства финансов Ирина Комар, отвечая на мой вопрос, реально ли это, ответила буквально следующее: «Расходы будут профинансированы в пределах уже сформированных бюджетов и смет». На практике это означает: обращайтесь через областные власти. Рассмотрим, мол, в рабочем порядке. Только обращайтесь заблаговременно. Но об этом, похоже, на местах задумались лишь тогда, когда проблема стала очевидной.


Справка «СБ»


За создание системы сбора средств за проезд по платным дорогам наша страна должна вернуть инвестору определенную сумму. По сути, выкупить ее. На это идет 20 процентов собранных денег. Еще 20 процентов — на эксплуатацию инфраструктуры. Остальное — в бюджет.


Советская Белоруссия №21 (24404). Вторник, 4 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter