Дорога под углом сорок градусов

ГАИ бьет тревогу: в прошлом году задержано 56 тысяч пьяных водителей

ГАИ бьет тревогу: в прошлом году задержано 56 тысяч пьяных водителей


Сколько душ загубили наши исконные «авось» и «небось». Не полагались бы мы на случай, огромного количества жертв дорожных аварий удалось бы избежать. Ан нет... «Выпил пива — жми на газ!» — упрямо шепчет разгоряченное сознание автомобилисту. Ведь неотвратимость наказания где–то там, далеко, в залах судебных заседаний, а машина — здесь: сел и поехал! И едут... А потом уже классическое: превысил скорость, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения... Самые страшные по последствиям именно «пьяные» аварии. Потому что все дороги кажутся прямыми, а водительские способности — просто–таки невероятными.


После глупой бравады наступают тяжелое похмелье и осознание случившегося. Кого из виновников 923 прошлогодних «пьяных» аварий, в которых погибли 235 и были ранены 1.092 человека, не мучила совесть? Уверен, тягостные терзания испытывало большинство...


Вот еще немного настораживающих цифр. Число аварий по вине нетрезвых автомобилистов за 2008–й выросло на 8 процентов, а погибших — на 20,5 процента! И это на фоне снижения ДТП с пешеходами, которые нехотя цепляли на куртки и пальто фликеры. Странное дело: обычных работяг и сельчан удалось убедить не создавать опасности на дороге, а водителей — нет. Почему?


Губит людей и пиво


В поисках ответа на непростой вопрос я направился на улицу Передовую, 11. Этот минский адрес знаком многим, кого хоть раз заподозрили в употреблении алкоголя за рулем. Водители редко приходят на медицинское освидетельствование по своей воле, обычно в сопровождении сотрудников ГАИ. Подозрительно посматривают на стационарный аппарат АКПЭ 01.01, чутко улавливающий выдыхаемые пары алкоголя, мнутся, огрызаются.


— Вдохните воздух, а потом выдохните в трубку, — инструктирует медсестра очередного шофера.


Шершавыми ладонями тот вытирает пот со лба и надувает щеки у аппарата. Врач и медсестра переглядываются. «Плохо имитирует», — понимаю по их выражениям лиц. Вообще–то водители частенько хитрят: неумело падают в обмороки, один даже пытался симулировать эпилептический припадок. Напоминает мальчишество, бегство от ситуации. Это, по словам психологов, обычная реакция для социально незрелого человека. Он не способен отвечать за свои поступки и пытается всеми силами избежать наказания.


Но не тут–то было! Аппарат быстро вычисляет обманщика.


— Вдох–выдох, — повторяет медсестра.


«Водила» понимает, что жульничать нет смысла, и честно напрягает легкие. Аппарат сигнализирует о превышении допустимых 0,49 промилле.


— Все прокручиваю в голове, как же не заметил пешехода... — шофер пытается оправдаться перед нами. Он словно репетирует выступление в суде. Увы, здесь нет ни прокуроров, ни адвокатов...


Примерно в это время проходит первый шок, на многих обстановка действует отрезвляюще, наступает осознание случившегося. На лице смешение стыда, необъяснимой злости и... ни капли раскаяния. Увы, пьянство за рулем становится повсеместным явлением: нетрезвых водителей задерживают и днем, и ночью в разных точках города. Бизнесменов и обычных работяг, студентов и докторов наук... Но разве важна в этом случае принадлежность к социальной группе?


В последнее время сложилась целая категория водителей, которые резко осуждают пьяных автомобилистов, но при этом могут себе позволить выпить бутылку–другую пива перед поездкой. Или сесть за руль после вчерашнего застолья. А в автошколах даже демонстрируют таблицы: мол, после рюмки коньяка можно управлять машиной через столько–то часов.


— Это недопустимо! В некоторых случаях даже бокал шампанского может дать алкогольное опьянение, и это подтвердят и приборы, и анализы, — рассказывает заведующая кабинетами экспертизы алкогольного опьянения Минского городского клинического наркологического диспансера Елена Швец. — Иногда приводят на медицинское освидетельствование очередного водителя: тахикардия, по?том обливается. А он за руль! Уже с 0,3 промилле алкоголь оказывает действие на центральную нервную систему. Но главное — снижается критическое отношение к себе и ситуации.


Почему же водители ездят пьяными? Ведь они знают и о риске, и о наказании. Но все равно садятся за руль. Искать ответ нужно в образе жизни, привычках, которые сильнее нас. Даже в среде образованных людей не считается зазорным опрокинуть рюмку–другую. Алкоголь воспринимается как позитив. А еще у нас выпивают не ради вкуса, скорее, ради эффекта. Поэтому и фиксируют чаще не 0,5 промилле, а 1,5 и выше. Кто и как поможет прервать путь от барной стойки к водительскому сиденью авто?


— Я бы начинал повышать уровень образования и водительской культуры с автошкол, — подключается к беседе врач–нарколог Минского городского клинического наркологического диспансера Вадим Кохан. — Во врем


я медицинской подготовки просто необходимо рассказывать о реакции организма на алкоголь. О том, что спиртное даже в небольших количествах подталкивает на поступки, которые в трезвом состоянии человек никогда бы не совершил. Снижает тормозные механизмы мозга, сужает сознание. При этом выпивший может внятно излагать мысли и ровно ходить. Но это иллюзия, что он трезв. В критический момент не сможет принять быстрое решение, потому что нарушена работа нервной системы, а значит, и анализаторов — зрения, слуха. Как он поведет себя, увидев пешехода или изгиб дороги?


По словам медиков, заодно на занятиях по медицинской подготовке можно было бы развеять многие водительские байки. Например, о том, что якобы стакан кефира или кваса дает опьянение. Глупости! Убедился на личном опыте: выпил пакет кефира и прошел тест. АКПЭ 01.01 выдал четыре нуля... Еще говорят, дескать, в крови у некоторых людей всегда содержится определенное количество алкоголя. Все это якобы вводит аппарат в заблуждение. «Если у человека серьезно нарушены обменные реакции, например при сахарном диабете, то небольшое количество алкоголя в крови у него будет всегда, — признают медики. — Но это настолько мизерные цифры, что говорить о превышении не приходится. И вообще, такому человеку надо не за руль, а на больничную койку».


Вне состояния


Вдох–выдох... А у нас конфликтная ситуация. Девушка уверяет, что парень, разбивший ее машину, нетрезв. Обычно виновники ДТП, хватаясь за соломинку, обвиняют вторую сторону, дескать, да посмотрите на него, он же пьян в стельку.


Но аппарат беспристрастен. Оба, конечно, трезвые. Вообще–то дамы довольно редко садятся за руль после выпивки. Доля «пьяных» аварий, совершенных по вине женщин–водителей, — мизерная. В Минске, к примеру, всего 2 процента. Инстинкт самосохранения у автомобилисток гораздо выше, и осторожничают они не зря. Вождение подшофе — сугубо мужская проблема.


Кстати, парень поначалу отказывался проходить медицинское освидетельствование: мол, почему я должен идти на поводу. «Отказ автоматически означает признание вины», — смогли переубедить его медики. Да, это так. Хотя многие почему–то считают, что нашли лазейку. Ничего подобного...


Пить–стоп?


Вдох–выдох... Следующий водитель — совсем юный парнишка — потирает расшибленный нос. Его «Мазда» час назад протаранила «Рено». Чудом никто не пострадал. Аппарат показывает 1,6 промилле. Ему еще предстоит сдать анализы, но уже понятно: алкогольное опьянение средней степени.


— Что пили? — проводить краткий опрос тоже обязанность врача.


— Минералку... Какая разница? — глаза у водителя бегают. Уже обращаясь к инспектору ГАИ, он добавляет. — Подумаешь, три года без машины.


Понимаете, «подумаешь». Раскаяние? О чем вы? Уверен, он искренне недоумевает, почему его сюда притащили, заставили пройти медицинское освидетельствование. А только выйдет за дверь, еще будет удивляться: мол, могли бы и отпустить. Через пару месяцев вдруг вспомнит об автомобиле, который пылится на стоянке. Сначала украдкой доедет до работы, потом осмелеет и ведь снова попадется пьяным за рулем...


Ситуация, к сожалению, не придуманная. Лишенные водительских прав за управление в пьяном виде нередко садятся за руль нетрезвыми снова. Это тенденция. Значит, предыдущий опыт не стал таким уж негативным? Следующий «клиент», к примеру, уже второй раз попадается инспекторам ГАИ «под мухой» за последний год.


Вдох–выдох... В легких водителя скопилось алкогольных паров на 2,1 промилле. Неужели не понимает, что ему грозит уголовная ответственность? А огромный штраф до 1.000 базовых величин (за эту сумму, между прочим, можно купить новую машину) тоже не пугает? Увы, похоже, не его одного. В прошлом году за повторное управление автомобилем в пьяном виде задержали около 5 тысяч водителей — читай, потенциальных убийц за рулем!


В чем же дело?


Эх, проскочу!


— Ни за одно нарушение мы так жестко не спрашиваем, как за управление в пьяном виде, — предупреждает заместитель начальника УГАИ МВД Василий Бульбенков. — Обычно нетрезвая езда сопровождается превышением скорости с грубыми нарушениями. Самое страшное, что очень часто гибнут невиновные. Так, летом прошлого года в Лиде пьяный мерзавец устроил гонки в центре города. В результате врезался в машину, погибли шесть человек. Кстати, в некоторых областях, в частности в Брестской, Минской, Гомельской, в 2008–м чаще других задерживались водители в нетрезвом состоянии. Что греха таить, недорабатывали некоторые руководители. Я об этом прямо говорил перед руководством МВД. Провинившиеся наказаны.


А еще в прошлом году выяснилось, что не всегда пьяных водителей наказывали по максимуму. В первый раз нарушитель платил до 40 базовых величин, во втором случае штраф мог составить и 1.000 б.в. Так в теории. Но частенько второе наказание рублем лишь на несколько сотен тысяч превышало выплаченную сумму за первый подобный проступок. Люди перестали бояться. На проблему обратили внимание Генеральная прокуратура и Верховный Суд.


— Мы ориентируем прокуроров настаивать на принятии адекватной меры наказания совершенному поступку, — подчеркивает начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генпрокуратуры Григорий Шостак. — Если после первого раза на человека наказание не подействовало, то во второй никаких поблажек не будет. Мера ответственности должна быть велика, а штраф сопоставим со стоимостью новой машины. Не умеешь вести себя за рулем — ходи пешком.


А Верховный Суд рекомендовал нижестоящим судам применять наиболее жесткие наказания, в том числе идти на назначение максимального штрафа, который позволял бы арестовывать автомобиль, — чтобы оплатить наказание. Итог? Уже в январе «пьяные» аварии происходили гораздо реже — их случилось всего 32. Это почти вдвое меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008–го. Но вдруг это кратковременный эффект? После резкого спада кривая не пойдет ли столь же стремительно вверх?


Похожая ситуация наблюдалась сразу после введения уголовной ответственности за повторное в течение года управление автомобилем в нетрезвом состоянии. По интернет–форумам прокатилась волна обсуждения. В Минском городском наркологическом диспансере заметили положительную тенденцию: резко сократилось количество пьяных водителей. Но прошло время, дискуссия утихла. И все вернулось на круги своя.


— Наказание без широкого резонанса дает небольшой эффект, — считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование) на транспорте Юрий Важник. — Пока логическая связка — выпивка за рулем неминуемо влечет жесткое наказание — не работает. Водители не принимают обращения ГАИ на свой счет. Рассчитывают проскочить, обойти фильтр контроля. Но, заметьте, ни у одного человека, садящегося на водительское сиденье, нет образа ДТП. Публичная кампания поможет изменить ситуацию. Это не запугивание, а информирование. Принципиальная разница!


Выходит, не хватает огласки? С одной стороны, мы узнаем, что задержано энное количество пьяных за рулем, а с другой — что? Какое наказание? Езда после бутылки–другой пива давно уже не воспринимается как ЧП. Мы просто констатируем: очередной нетрезвый водитель убил нескольких человек. Не задействовано общественное порицание. И это удивительно! Если от человека с огромным ножом на улице мы шарахаемся и тут же спешим сообщить в милицию, то пьяному водителю еще и поможем подтолкнуть забуксовавшую машину. Хотя, возможно, он гораздо опаснее уличного грабителя. Боимся обвинений в стукачестве, прощаем человеческую слабость...


Пробудить общественное сознание не так уж просто, слишком многие стереотипы придется ломать. Возможно, поначалу есть смысл широко разрекламировать специальный «телефон доверия», по которому можно было бы сообщать о нетрезвых водителях?


— Самое простое — набрать 102, — замечает Василий Бульбенков. — Были случаи, когда люди звонили и сообщали. Некоторых потом наградили.


Но, очевидно, этого мало. Ведь предстоит изменить поведение большой и разрозненной группы людей. Причем заметьте, проблему пьяных водителей не решить вне контекста ситуации. Пока в магазине рядом с контейнером мороженого стоит ящик дешевой водки или «чернил», ничего не изменится. Какие меры принимают на Западе? В первую очередь ограничивают продажу и рекламу спиртного. А в некоторых странах крепкие напитки продают в специальных бутылках, из которых, лишь замысловато изловчившись, можно выпить из горлышка.


Сфера услуг, которая помогла бы найти легальный выход из ситуации, тоже в недостаточной степени развита. Иногда люди не решаются бросать машину после корпоративной вечеринки в малознакомом районе города. Выход? Помогут сотрудники фирмы, которые за определенную сумму сядут за руль вашего авто и доставят куда скажете. Однако, увы, о полезной услуге почему–то знают немногие. По–хорошему это должен быть социальный проект, а рекламным постерам — место в каждом питейном заведении.


— А еще мы хотим знать, кто едет в автомобильном потоке рядом с нами. На машине водителя, уже попадавшегося пьяным, должна быть черная метка, — убежден Юрий Важник. — И это будет общественным порицанием.


— Но кто согласится ездить с позорным клеймом?


— Конечно, его при первой же возможности сорвут. Но и это уже хорошая реакция.


* * *


Вдох–выдох... Очередной водитель напрягает легкие возле аппарата. Когда уже в наркодиспансер иссякнет очередь, наверняка вздохнут медики. Да, кардинально изменить ситуацию за несколько лет сложно. Очевидно, должен быть принят целый комплекс мер: это и поддержка социальных проектов (вроде услуги автопилот), и разумный контроль со стороны ГАИ, и ограничение продажи спиртного, и широкомасштабная публичная кампания. Только когда сложатся вместе все кирпичики, удастся соорудить стену, преграждающую путь хмельному потоку.


Справка «СБ»


Давайте не будем забывать, что опьянение бывает не только алкогольным, но и наркотическим, и токсическим. Приняв, например, корвалол или валокордин, содержащие фенобарбитал, люди садятся за руль, забывая, что нарушают ПДД. Вспомните строчку из правил: «Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ». «Единичные случаи управления машиной в наркотическом опьянении были. Но о тенденции говорить нельзя», — в то же время подчеркивают сотрудники Минского городского наркологического диспансера.


Кстати


После аварии очень многое зависит от того, как ведут себя участники ДТП. Иногда важно понять, что человек, протаранивший машину, пьян. В первую очередь для собственной безопасности. Но как узнать, находится водитель в шоке или он действительно нетрезвый? Не будешь же в самом деле просить стать в позу Ромберга и пройти пальценосовую пробу. Тогда обратите внимание на зрачки. Если они красные, а речь или громко–ускоренная, или вязкая, то, скорее всего, человек выпил. Не надо решать с ним никаких вопросов. Сядьте в машину и закройте двери.

 

В Бресте врач сбил коляску с ребенком и скрылся

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter