Общественному транспорту нужны отдельные дорожные полосы

Дорога не терпит суеты

Аварии и ЧП, связанные с общественным транспортом, происходят все чаще...

Аварии и ЧП, связанные с общественным транспортом, происходят все чаще. В последнее время они перешли в разряд чуть ли не ежедневных новостей. В Гомеле автобус выехал с проезжей части в сквер и задавил женщину («Отказал организм», «СБ» за 17 января). Спустя неделю в этом же областном центре троллейбус после столкновения с маршруткой оказался на тротуаре («Не поделили перекресток», «СБ» за 31 января). В Мозыре вагоновожатая трамвая умерла прямо во время рейса. Напрашиваются простые вопросы: как готовят водителей и как контролируют их здоровье перед выходом на маршрут?


Уроки езды


Если обратиться к аварийной статистике за 2013 год, то, например, в Гомельской области при участии городских автобусов были ранены 5 человек и 1 погиб. На счету троллейбусов тоже 5 ранений. Ситуацию анализирует начальник управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома Игорь Макушенко:


— У каждой аварии своя история и свои виновники, здесь нельзя обобщать. Если говорить о водителях общественного транспорта или технике, то серьезных проблем с ними у инспекции не возникает. Чаще всего опасность исходит от водителей легковых автомобилей. Многие считают остановки личной парковкой, подрезают общественный транспорт, забывая, что подвергают опасности жизни людей. Яркий пример такого ДТП отмечен недавно в Гомеле. Водителю легковушки срочно надо было в крайний правый ряд. Он подрезал троллейбус, который после столкновения выкинуло на тротуар.


Одна из попыток борьбы с нарушителями — видеорегистраторы. Ими уже оборудованы все гомельские троллейбусы. На очереди автобусы. Кадры аварий дали возможность быстрее находить виновных, но проблему в корне пока не изменили.


С вопросами о подготовке транспортников и контроля за ними я обратился в Гомельский автобусный парк № 1. Именно ему принадлежит печально известный автобус № 17, задавивший в сквере прохожую. Предварительный диагноз водителя, которому стало плохо за рулем, звучит как единичный впервые возникший эпилептический припадок неуточненной этиологии. Как нездорового человека выпустили на маршрут? На этот вопрос мне попытался ответить заместитель директора автопарка Игорь Игнатенко:


— Ежегодно нормы допуска как по подготовке, так и по контролю ужесточаются. Стаж вождения — не менее 2 лет, категория D, DE. Алкотест два раза в день, замер давления, прием и сдача автобуса только в автопарке, постоянные медкомиссии. Куда еще закручивать гайки? Никто не говорит о нагрузках, которые ложатся сегодня на водителя с такой интенсивностью движения. Разгрузите улицы, чтобы могли ехать автобусы, и аварии сократятся. А по поводу трагедии в сквере скажу вот что. Водитель прошел две медкомиссии за полгода, это — вопросы к врачам.


Обмануть медкомиссию не удастся


Перед тем как беседовать с врачами поликлиники № 7 — именно там гомельчане проходят медицинскую комиссию на права, — я обратился к знакомому водителю.


Сергей Дешкунов профессионально за рулем 23 года. Уверяет, что медкомиссию обмануть нелегко:


— Плохое зрение или системное заболевание выявят в ходе осмотра или по медкарточке. У многих, особенно с возрастом, возникают проблемы с давлением. Мне, например, медсправку дают только на два года. У водителей общественного транспорта здоровье должно быть, как у космонавта. Обмануть врачей в этом деле сложно.


После такой «народной» консультации задаю главврачу поликлиники № 7 Григорию Хорошину конкретный вопрос: «Как за руль допустили эпилептика?» Вот что он ответил:


— Классическим эпилептикам права не дадут. У медкомиссии серьезный отбор. Четверть желающих получить справку не допускаются к управлению транспортным средством. Если говорить о водителе злополучного автобуса № 17, то он — выпускник военно–морского училища. Служил в армии. Прошел медкомиссию у нас и не вызвал подозрения. Его выписали из больницы с предварительным диагнозом единичный впервые возникший эпилептический припадок неуточненной этиологии. Если это действительно так, то, возможно, заболевание дремало в человеке. Разбудить его могли стресс, травма, перенесенная болезнь. Такие случаи бывают.


Получается, и водители у нас хорошие, и техника исправная, и врачи требовательные. Откуда же такие шокирующие аварии на дорогах?


Своя полоса


Один из ответов может дать минский водитель автобуса с десятилетним стажем Аркадий Крачун. За прошлый год на его счету 20 аварий. Все произошли по одной и той же причине: легковые автомобили подрезали автобус, после чего происходило столкновение. Крачун утверждает, что в первую очередь заботился о пассажирах. При резком торможении они могут получить травмы (салон МАЗа вмещает до 200 человек), а столкновение с легковушкой вряд ли даже почувствуют. Результат такого дорожного «самосуда» — два года без водительского удостоверения. Решение ГАИ водитель намерен обжаловать в суде. Ничего подобного не происходило бы, если б Крачун и его коллеги ездили по отдельной полосе.


Свое мнение по этому поводу высказал и председатель Белорусского союза транспортников Владимир Сосновский:


— За последнее десятилетие количество личных автомобилей в стране увеличилось в два раза, а дороги в городах шире не стали. Сегодня уже необходимы отдельные дорожные полосы для общественного транспорта. Это увеличит скорость его движения, люди будут быстрее добираться до работы и одновременно снизится аварийность.


Выходит, наши водители не такие уж необученные и вполне здоровые. Им просто ездить нормально не дают. И в этом, пожалуй, корень проблемы.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №40 (24423). Суббота, 1 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter