Приведут ли в надлежащее состояние дорогу в деревне под боком у Минска? Другого выхода нет. Или есть?..

Дорога на... обочине

Деревня Ляховщина Минского района — неподалеку от магистрали М-6 Минск — Гродно. До столицы всего 10 километров. Казалось бы, есть все для спокойной жизни: приобрел участок, построил дом и радуйся. Но во время снежной зимы и весеннего паводка улица Центральная превращается в болото. Люди не могут выехать на работу, дети пропускают занятия в школе, может не доехать скорая помощь. Сельчане не раз обращались в разные инстанции, но решение проблемы так и не сдвинулось с мертвой точки. В чем дело?

Александр Лукашенко:

«Все хотят жить в современных комфортабельных условиях. А что сегодня мешает в глубинке создать более благоприятную среду для жизни? В агрогородках, районных центрах. Ничего. Ничего нам не мешает, нужно это делать. Но что касается дорог, доступа к услугам — разворачиваемся медленно. И это при том, что запрос людей жить в экологически чистой местности, в отличие от городской среды, растет. Туда готовы ехать и специалисты высокой квалификации».

Из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

Из истории проблемы

Сворачиваем с трассы Минск — Гродно на подсыпанную щебнем грунтовку, взбираемся на холм — и перед нами Ляховщина. Сразу бросается в глаза сложный рельеф. Часть деревни, по сути, в ущелье между двух возвышенностей, на которых пахотные поля. Весной талая вода размывает дорогу, грунт на нее сползает — и все: полосу препятствий из скользкого месива земли и песка не преодолеть на авто, не пройти в высоких резиновых сапогах.

По улице Центральной за день до нашего приезда прошел грейдер и дорогу подутюжил, но люди знают: как только пройдет ливень и прокатится пара-тройка большегрузных машин, от утюжки этой и следа не останется.

В Ляховщине более 300 домовладений, 110 человек проживают здесь постоянно, многие используют участки как дачи. Нас встречает пенсионер, инвалид II группы Александр Потеев. Дом ему остался по наследству от родителей. Говорит, сколько себя помнит, дорога всегда была такая: «О проблеме бездорожья родители рассказывали еще в 80-х годах прошлого века. Лет сорок назад здесь даже коров тракторами из «багны» вытягивали. Мы стучим во все двери, чтобы в нашей деревне постелили асфальт. Но все тщетно!»


Обращаем внимание на старые колодцы вдоль дороги. В деревне нет центрального водопровода. У многих жителей личные скважины, но немало и тех, кто берет воду по старинке. Вода, размывающая дорогу, подтапливает и колодцы. В итоге туда может попасть грязь с полей.

84-летняя Мария Бурдаева прожила в Ляховщине всю жизнь. Более 40 лет проработала на асфальтобетонном заводе, у нее болят сердце и ноги:

— Состою на медицинском учете. Районная поликлиника в городе. Добраться — целая проблема. Маршрутный транспорт к нам не заходит. Протяженность дороги в деревне почти пять километров, а еще до трассы нужно пешком дойти почти семь. Вызвать скорую помощь — машина доезжает только до первой глубокой лужи, медики консультируют по телефону. Я могла бы вызвать такси, но никто не рискнет соваться на это бездорожье.

Мария Бурдаева.

В деревне расположен филиал конного завода имени Л. М. Доватора. В большом загоне посреди деревни пасутся табуны лошадей. Картина милая. Но только не для водителей, которые в любую погоду обязаны подвозить на ферму ветеринарных врачей. Рабочий конефермы посетовал: «Врачей жалко, по бездорожью километры в пути «калыхацца» — нагрузка для особо выносливых!»

Прошлой весной сельчане за свои средства приобрели 50 самосвалов щебня и хоть как-то укрепили дорогу. Но как только снег и дождь, она опять плывет. Вода с полей подбирается даже к жилым домам. Логичен вывод: сколько щебня и песка на дорогу ни сыпь, получается сизифов труд. Тем более сельчане сыплют щебень как бог на душу положит. А дорога, очевидно, нуждается в серьезной реконструкции. Но... странное дело: при сезонном осмотре местных автомобильных дорог Минского района в октябре 2022 года комиссией было установлено, что гравийное покрытие Н-8977 Ратомка — Подгорье — Ляховщина соответствует требованиям СТБ 121—2016 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного покрытия». Почему? Рискну предположить: осмотр проходил в сухой сезон.

— Дорога на балансе КУП «Минскоблдорстрой», — рассказывает местный житель Сергей Ушакевич. — Мы туда не раз обращались. Руководство много раз говорило, что знает нашу проблему наизусть, вопрос находится на рассмотрении, мы получим вразумительный ответ в 2022 году. Но вот уже 2023-й, а воз и ныне там!

Юрий Шикин с сыном Тихоном.

Дело на миллион

Когда в конце марта снова подсыпало снега и людям заново пришлось проходить через дорожный квест, они и решились записать видеоролик и выложить его в YouTube. Резонанс пошел. Руководство КУП «Минскоблдорстрой» провело с сельчанами встречу. Но диалог с дорожниками не обнадежил. Жителям Ляховщины предложили государственно-частное партнерство: каждая из сторон должна оплатить 50 процентов стоимости работ.

Выдвинули такие цены за реконструкцию, что у нас опустились руки, — говорит коренная жительница Светлана Чертович. — Заасфальтировать нужно без малого пять километров дороги. Но мы были бы согласны хоть на три. Но где взять деньги? Один километр стоит ориентировочно один миллион рублей. Где же нам их взять?

Проходим в глубь деревни. Извилистая улица круто спускается вниз. Она транзитная. По ней ездят также и грузовые машины, тракторы и комбайны, другая габаритная сельхозтехника, поскольку объезда жилой зоны нет.

Староста Сергей Ушакевич был на приеме в КУП «Минскоблдорстрой» четыре раза:

— Получил от них восемь ответов из разных инстанций. Отрицательных. В программу асфальтирования нас не включили. Ссылаются на то, что нужно подождать, пока проложат газ, потом водопровод, затем оптоволокно и только потом можно будет планировать реконструкцию дороги. И мы обязаны взять на себя роль соисполнителей этого проекта, составить за свои средства смету, собрать довольно крупную сумму. Но как? В деревне из 110 зарегистрированных жителей 19 — дети. И даже если хотя бы 30 трудоспособных односельчан согласятся поучаствовать деньгами, а это, по моим подсчетам, не более 70 тысяч рублей, то что за них сделаешь. Более того, никакой гарантии, что строительство начнется, дорожники не дают.

Андрей Губанов.

Эпопея со школьным автобусом

— Зимой нашу дорогу чистят плохо, — рассказывает мать восьмерых детей Мария Бирюкова. — Снегоуборочная техника приезжает в Ляховщину в последнюю очередь. Дети не могут без опозданий добраться к первому уроку. Учителя нашей уважительной причине, что машина застревает в снегу, а весной в грязи, не верят, просят прислать фотографии. И предупреждают: дескать, будете продолжать в том же духе — вовсе из школы исключат. Если добираться до трассы пешком, то на сапоги нужно надевать еще полиэтиленовые пакеты, чтобы в школу приехать в чистой обуви. Мы устали бороться. Подумываем уже продавать дом здесь и перебираться в город.

Многодетные родители, а в Ляховщине их немало, в один голос говорят: с удовольствием отправили бы всех в Ратомскую среднюю школу, к участку которой относятся по регистрации, но так как школьного автобуса нет, возить детей приходится ближе к месту своей работы, чтобы после уроков их забирать и вместе ехать домой. В настоящее время трое несовершеннолетних обучаются в Ратомской школе, один — в Заславской гимназии, один — в Ждановичской школе. Шестеро учатся в Минске, еще двое находятся с родителями дома (дошкольники) и четверо ходят в детские сады в Минске и Хатежино. На первый взгляд кажется, что местные жители проблему с подвозом детей в школу решили самостоятельно. Но при этом городским учителям невдомек, через какие препятствия проходят дети, чтобы добираться до учебы и обратно.

Что предприняли родители, чтобы организовать детям школьный автобус? Подавали заявку директору Ратомской школы, но, по их словам, письма не принимались во внимание, дескать, зачем? Дороги нет — школьный автобус не поедет. А по факту получается, что вроде как просьбы не поступали.

Мы позвонили директору Ратомской средней школы Татьяне Касилович. От комментариев по поводу школьного автобуса для детей Ляховщины она отказалась.

Виктор Шрамков.

Здесь живут потомки партизан

Сворачиваем на Заречный тупик. Бросаются в глаза рытвины на дороге, которые люди своими руками закладывают кусочками битого кирпича. Нам навстречу выходит хозяйка одного из домов. Женщина, рассказывая о мытарствах с дорогой и отсутствием транспортного сообщения, с трудом сдерживает слезы:

— Вот за этим мостом моего отца — партизана Великой Отечественной войны — чуть дважды не расстреляли фашисты, 
— говорит Елена Гнатюк. — Здесь все горело. Были страшные бои. До сих пор мы выкапываем на огородах старые гильзы. Мой отец был истинным патриотом Родины. Антон Иосифович Милевский, 1916 года рождения, прошел советско-финскую войну, во время Великой Отечественной примкнул к партизанскому движению, был стрелком в отряде имени Кузнецова бригады имени Чкалова. Награжден медалью «Партизану Отечественной войны» ІІ степени. (Наградные листы героя можно найти на портале издательского дома «Беларусь сегодня» partizany.by — Авт.)

Отец Елены Антоновны после Великой Победы рассказывал, что Ляховщина в 1942-м могла повторить судьбу Хатыни.

— Фашисты, разъяренные тем, что среди жителей были те, кто оказал сопротивление врагу, согнали сельчан в конюшню и уже готовились поджечь, — говорит Елена Гнатюк. — Их чудом удалось спасти местному жителю по фамилии Голубович. Он хорошо знал немецкий язык и вышел на переговоры с карателями. Что именно он им сказал и какой ценой за это заплатил, в детали этой истории детей не посвящали. В той конюшне была и моя мама. Она рассказывала, как люди, находясь в когтях оккупантов, уже прощались с жизнью.

Места здесь на самом деле исторические. В нескольких сотнях метров от Ляховщины, близ деревни Подгорье, прямо посреди поля и сейчас братская могила, где захоронено более 200 человек — врачей, медицинских работников санитарного батальона, красноармейцев, жен и детей командного состава и неизвестных воинов 64-й стрелковой дивизии, погибших в июне 1941 года. Место захоронения благоустроено. Заасфальтированная тропинка, побелена ограда, мраморная плита, цветы. Памятник входит в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Ляховщане каждый год 9 Мая приходят к могиле, чтобы почтить память павших воинов и врачей. Говорят, было бы хорошо, если бы и в их деревне, откуда во время Великой Отечественной мужчины уходили в партизаны, установить памятник героическим предкам. Местные жители отмечают: для начала нужно благоустроить дорогу. Иначе по историческим местам в их живописную Ляховщину никто не поедет, да и коренные жители, чего доброго, станут перебираться в город. Но ведь не к этому все эти годы они стремились.

Оскомина вместо асфальта

Мы позвонили в КУП «Минск­облдорстрой». Заместитель директора, начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности дорожного движения Валентин Вовченко отметил: проблема уже набила оскомину и, кроме того, что мы официально отвечаем жителям, вам сказать ничего не можем. И переслал в редакцию последний ответ жителям. В нем прописано: «По вопросу устройства асфальтобетонного покрытия на гравийном участке дороги Н-8977 Ратомка — Подгорье — Ляховщина сообщаем, что по результатам сезонных осмотров местных автомобильных дорог Минского района из 744,6 км с асфальтобетонным покрытием 293,9 км, или 39,5 процента, находятся в аварийном состоянии и требуют неотложного ремонта. Выделяемые на финансирование дорожных работ бюджетные средства в ближайшее время будут направляться в первую очередь на их ремонт. По этой причине программой работ КУП «Минскоблдорстрой» на 2023 год, согласованной с Минским райисполкомом, ремонт автомобильной дороги H-8977 Ратомка — Подгорье — Ляховщина, в части устройства на гравийном участке асфальтобетонного покрытия, не предусмотрен».

…Приведут ли в надлежащее состояние дорогу в деревне под боком у Минска? Перестанет ли она быть на обочине внимания органов местной власти? Судя по всему, другого выхода нет. Наши корреспонденты будут следить за развитием событий.

КОММЕНТАРИИ

Олег МОЛЧАНСКИЙ, заместитель начальника управления образования Минского районного исполнительного комитета:

— Вопрос организации подвоза детей из отдаленных сельских населенных пунктов решается по заявлениям от законных представителей на имя директора учебного заведения. В школе их должны принять в соответствии с законодательством. Если в населенном пункте нет регулярного транспортного сообщения, то рассматриваем возможность заключения договоров с транспортными компаниями на подвоз детей к школе. Но самый распространенный способ организовать подвоз детей к школе — пустить школьный автобус.

У нас на районе курсирует 12 машин. Закуплено еще две новые. Они распределяются по маршрутам в соответствии с законодательством, а также в соответствии с санитарными нормами, где оговорено следующее: если ближайшая школа находится менее чем в трех километрах от населенного пункта, то школьный автобус не полагается. Еще важное условие: если дорожных условий в населенном пункте нет — школьный автобус туда не поедет.

Что касается деревни Ляховщина, отмечу: мы примем все возможные меры для подвоза учащихся в школу, если получим заявления об этом от законных представителей учащихся.

Дмитрий АТРАШОНОК, председатель Ждановичского сельского исполнительного комитета:

— В Ляховщине бываю частенько. И не могу сказать, что ситуация критическая. Раньше вопросов с дорогой не возникало. Во всяком случае, ко мне с этой проблемой не обращались. Улица Центральная постоянно грейдируется. И снег расчищается, и песчано-соляной смесью дорога посыпается. Просто этой весной было много снега, а во время оттепели резко он стал таять. Никакая специальная техника не смогла бы из того покрытия, которое есть, идеально ровную дорогу сделать. 29 марта мы выезжали на место и видели, что как дорогу размыло после паводка, так она после резко ударившего мороза и застыла.

В данное время у нас есть обращение от местных жителей с просьбой инициировать работу комиссии по обследованию дорожных условий для возможности обустройства остановочного пункта и разворотного кольца. Что касается дороги, она находится на балансе «Минскоблдорстроя». Когда будет обустроен остановочный пункт и разворотное кольцо, будем ходатайствовать перед столичным транспортом о продлении маршрута маршрутки 1270.

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter