Народный инструментальный ансамбль «Несвижские ложкари» отмечен специальной премией Президента

Дорога ложка к празднику

В этом ансамбле восьмеро с ложкой. И все как один с сошкой. Нелегкая эта работа, даром что творческая, — уже после второй репетиции стираются в кровь пальцы, ноет от напряжения спина. Надо за короткое время выучить нотную грамоту, овладеть инструментом и вскоре выступить на гастролях. Кроме ложкарей, есть инструментальная группа. В народном инструментальном ансамбле «Несвижские ложкари», отмеченном специальной премией Президента, самодеятельным артистам отводится на все про все четыре года учебы в колледже, где и был создан самобытный яркий коллектив. 


Каждый год сменяется состав, уходят старшекурсники и вливается свежая кровь. Ребята, как правило, приходят без какого–либо музыкального образования. В этом сложность и прелесть работы у художественного руководителя Владимира Суховея, преподавателя музыки Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа, создателя и души ансамбля, где играют одни мальчики.

Самый стремительный карьерный рост у первокурсника Димы Дранчука — один раз выступил в колледже, а второй — на престижной площадке во Дворце Республики во время награждения Президентом. И надо же, телекамера показывала его дольше всех.


Ансамбль ложкарей начинался с открытием в несвижском колледже в 2006 году отделения физвоспитания. В группе — 20 парней. Среди них Суховей, до этого работавший с девчачьим ВИА, приметил способных к музыке. Ввел в состав, выступили раз, второй и сразу же — ошеломительный успех. Другие мальчишки тоже хотели играть. Но как без подготовки научить игре на баяне, кларнете и даже балалайке? Тогда на помощь пришли шумовые инструменты. Руководитель нашел бухгалтерские счеты, терку, косу, стиральную доску, грабли, шумелы, трещотку. Уж пошуметь костяшками в такт каждый сумеет. Позже купили реор — инструмент, издающий звуки, напоминающие не то птичий клекот, не то треск неисправного механизма, африканские молоточки агого.

Как появились красочные декоративные ложки, никто не запомнил. За один концерт они разбивались вдребезги. Заказали прочные деревянные у местного мастера Антона Соколовского. Все желающие сразу «поместились» в коллективе.


После первых репетиций в ансамбле, как правило, из десяти остается два–четыре человека с потока. Вот их Владимир Евгеньевич лелеет и журит, вдохновляет и наставляет:

— Пускай они, может, и не столь одаренные, но у них есть искра в глазах и они — трудяги. 62 человека прошло через наш коллектив. Выпускник колледжа Павел Горбель работает в центре детского творчества в Несвиже и играет до сих пор в ансамбле. В лингвистическом университете учится Евгений Салаш, самый лучший наш балалаечник. Первый год он просто сидел и смотрел. На втором курсе сказал: «Дайте мне балалайку». Получилось, и еще как! У нас подбираются близкие по духу и интересам. Здесь зарождается по–мужски крепкая дружба. Игра в ансамбле к тому же помогает разбудить дремавший в душе каждого участника национальный характер.


У Владимира Евгеньевича поразительная способность сплотить воспитанников. Он берет за основу принципы своего учителя, знаменитого музыканта, педагога, заслуженного работника культуры Беларуси Владимира Перетятько, в оркестре которого играл на баяне во время учебы в педуниверситете:

— Главный принцип в подготовке, подсмотренный у Перетятько, — старший обучает младшего. Я могу заниматься своими делами и знаю, что выполнение задания у начинающих проконтролируют «старички».
Когда ложки ввели в музыкальное исполнение, доподлинно неизвестно. А вот будущее в искусстве, несомненно, у этих бытовых предметов есть. Британская арт–рок группа Caravan использует специально сконструированные электроложки (по аналогии с электрогитарами). Что свидетельствует о необычайной популярности инструмента и его поистине широких возможностях.
Каждый номер ложкарей начинается с шуток–прибауток. «Заiграем без падману, гук жывы, без фанаграмы, для Мiхася и для Ганны, для Алеся и для Волькi — Груздоўскую польку» — и зрители заводятся с пол–оборота. Четверостишия и восьмистишия пишет заместитель директора Татьяна Цвирко, которая 25 лет занимается фольклором. Задорные, с юмором словесные «перебивочки» вводят в инструментальные произведения.


Влад Синицын в оркестре — староста:

— Сам я из Несвижа и знаком с Владимиром Евгеньевичем давно, он когда–то был у меня аккомпаниатором на ритмике. Когда поступил в колледж, в первый же день позвал в ансамбль и дал барабан. Через два дня поехали на «Дажынкi». У нас каждая пьеса своеобразная, со своей изюминкой. Круто отдавать залу свою энергетику и чувствовать их ответную реакцию, дарить улыбку на все тридцать два, которая долго остается после концерта.

У Влада мама была прирожденной актрисой, все помнят ее по Несвижскому театру. Так случилось, что родители умерли и сейчас Владимир Суховей у юноши —второй отец, а его жена и помощница в ансамбле Анна Ивановна — мама. Да и все они, по большому счету, многодетная дружная семья. Через коллектив прошло много сирот, трудных подростков, и кто знает, как сложилась бы их жизнь, если бы не это увлечение.


Улыбка на все тридцать два, можно сказать, фирменная, у Ивана Тупеко. На сцене он бросает взгляды, словно кокетничает. Но это игра, на самом деле юноша — серьезный:

— Мы, старшие, перед выступлением заводим друг друга: «Парни, давайте сейчас выйдем и порвем весь зал». Скоро мне придется расстаться с ребятами, уеду на родину в Лунинецкий район. Грустно, конечно. Но, может, и свой ансамбль на работе создам. Как жизнь закрутит.

Когда создавался коллектив, у руководителя была голубая мечта — выступить во Дворце Республики, на «Славянском базаре в Витебске», покататься по Европе и еще одна, о которой он никому не говорит, чтобы не сглазить. Она единственная пока не сбылась. Но все впереди. Ведь столько труда вложено.


ФАКТ

Услышав исполнение на ложках знаменитого «Танца с саблями» на Втором международном фестивале культур народов ЕврАзЭС в Астане, находящиеся в зале китайские артисты — кстати, настоящие профессионалы — то ли в знак почтения, то ли для удобства съемки с мобильных телефонов встали на колени и с открытыми ртами смотрели выступление «Несвижских ложкарей».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Журавлева, директор Несвижского государственного колледжа:

— Ансамбль «Несвижские ложкари» — любимое детище. Для нас большая честь получить столь авторитетную премию. Ребята очень волновались, ожидая накала эмоций во время выступления во Дворце Республики. Мне кажется, за ночь они даже повзрослели.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter